Он может трепетать, как крылышки колибри, расцветать павлиньим хвостом, играть солнцем в узорах ажурного кружева, манить, отвергать, разговаривать на своем языке, взвиваться плавным махом и, вдруг свернувшись вмиг, больно хлестнуть с обиды... Оружие светских дам и бесстрашных самураев представлено на выставке "Искусство веера" в музее "Дом Машарова".
С чего начинался веер? С широких листьев, веток и пучков перьев, предназначенных отгонять насекомых и навевать прохладу. Потом в Китае придумали опахало из шелка и бумаги, японцы превратили его в складной веер, который на португальских кораблях попал в Венецию и начал свой триумфальный путь по Европе... В России спрос на веера был так велик, что в 1751 году в Москве открылась первая веерная фабрика. Впрочем, чаще модный аксессуар везли из Франции, Германии, Австрии... Автор выставки, реставратор Юлия Речкалова не ставила перед собой цели – проследить историю веера с древнейших времен. Для этого в нашем музейном комплексе недостаточно экспонатов. Откуда взяться в Тюмени, скажем, японским боевым веерам? Это не вымысел кинематографистов – такие действительно существовали. С помощью веера из металлических пластин можно было ослепить противника, отбить атаку, нанести режущий удар по незащищенным местам... В сопроводительных текстах много занимательной информации. Но самое интересное – в витринах, под стеклом. "Я хотела показать веер как искусство, – объясняет реставратор. – Из чего и как его делали, какие типы существовали".
Тюменская "веерная" коллекция невелика – всего 20 предметов. Один из них находится в постоянной экспозиции Дома Машарова, четыре веера (два из страусовых перьев – черный и белый, один ажурный, из панциря черепахи, и одно опахало) выставлены в музее-усадьбе купцов Колокольниковых, а еще один пришлось оставить в запасниках из-за плохой сохранности. Но и оставшихся четырнадцати достаточно, чтобы познакомить тюменцев с веерами, которые бытовали в Европе и России в XVIII-XX веках.
Простейший веер из бумаги сделает и ребенок. Заложил побольше складок – и вот тебе прообраз веера плие, что в переводе с французского и означает "складка". Традиционные восточные веера из бумаги были именно "складчатыми". Такой веер, украшенный иероглифами, демонстрируется в первой витрине в окружении азиатской экзотики – миниатюрных самурайских доспехов, китайского зонтика (еще одна складная конструкция), а также инструментов и материалов, которые использовались для изготовления вееров. На страницах энциклопедии Дидро 1769 года показан весь процесс – со схемами и картинками из мастерской. Рассматривая их, понимаешь, что создавать веера только на первый взгляд просто. "Сначала вымерялся размер, делалась специальная деревянная рамка, на которую натягивалась бумага или ткань. Потом веер расписывали, снимали с рамки, делали гофрированную поверхность, склеивали, уплотняли и приклеивали к станку из плотного материала со спицами, – рассказывает Юлия Речкалова. – Для их изготовления применялись наиболее интересные материалы – палисандр, красное дерево, эбеновое дерево, кость мамонта, а также слоновая и моржовая, перламутр, кружева, газовые ткани, шелк, тонкий хлопок". В экспозицию включены две японские заготовки для вееров конца XVIII – начала XIX веков. Одно бумажное полукружье расписано цветами, на другом изображен поединок между конными воинами.
В выборе тем художники Востока и Запада были удивительно единодушны: в XVIII столетии европейские веера очаровывали ангелочками, изящными барышнями в розочках, пасторальными пейзажами, а с распространением стиля ампир инструмент дамского кокетства украсился батальными сценами и портретами императоров. В начале XX века и вовсе появились веера "специального назначения": веер для скачек был расписан конями, веер для театра имитировал занавес... Веер из ткани мог быть украшен вышивкой, кружевом, перьями – чаще всего страусиными, эффектными и прочными. Павлиньи перья тоже использовались, но с осторожностью – уж больно хрупкой была их экзотическая красота.
Второй тип вееров назывался бризе, что по-французски значит "ломаный", то есть состоящий из отдельных пластин, как правило, костяных. Между собой пластины соединялись ленточкой, особым образом сложенной и продернутой в специальные отверстия. Кость украшали росписью, тончайшей резьбой, дополняли золоченым металлом с красивыми камнями. В России их изготовляли не только на фабриках, но и в центрах косторезного промысла, например, в знаменитом архангельском селе Холмогоры.
Работа реставратора связана с непрестанными открытиями. То веер из пластмассы (по документам) обернется черепаховым, то блестящий вензель на гарде изящного веера из Люксембурга окажется не металлическим, а сделанным из натурального перламутра. Но вообще-то специальность автора экспозиции – реставрация тканей. Идея необычной выставки возникла у нее во время восстановления немецкого кружевного веера XIX столетия. Сегодня он похож на легкую занавеску в слуховом окне или будке суфлера: веер-неженку в развернутом состоянии поместили в специальный футляр. Работа над ним заняла около четырех месяцев: "подложки" под кружевом не было, роспись на сгибах осыпалась, не доставало нескольких деревянных пластин. Реставраторы по дереву изготовили пластины, реставратор по живописи Елена Павловец восстановила роспись, Юлия Речкалова – саму ткань. Но возрожденный веер так раним, что его не то что складывать – дышать на этакое чудо нельзя. Вот и придумали соорудить для него футляр. Экспозицию дополняют интересные предметы – сумочка с тиснеными изображениями вееров, блюдо в форме веера, милые женские штучки и фотографии, на которых с веерами позируют дамы, барышни и... военные. Двое молодых людей в форме снялись в фотоателье Ямагучи во Владивостоке с японскими веерами в руках. То ли в подражание самураям, то ли просто в шутку...
После первой мировой веера отошли в историю. Мода на них иногда возвращалась – но редко, робко и ненадолго. Сегодня девушка с веером не вызывает изумления. Но чаще наши современницы предпочитают не носить веера, а коллекционировать. Тюменка Людмила Дубяга предоставила музею образцы современных вееров из разных стран – Испании, Китая, Египта... Они тоже красивы и доказывают, что старинное мастерство не утрачено, но взгляд невольно возвращается к пришельцам из былых веков – к китайскому вееру конца XIX века из резной кости и вышитого шелка, к воздушному вееру из черных страусовых перьев...
Сравнить искусство нынешних умельцев и мастеров прошлого тюменцы смогут до конца января следующего года. Сотрудники музея обещают подготовить познавательно-развлекательную программу: для детей – мастер-классы по созданию бумажных вееров в технике оригами, для взрослых – уроки по языку веера... Как там, в песне? "Сколько ласки нежной в мимолетных взорах обещает веер в кружевных узорах!".