Вслед за Годом культуры и Годом литературы в нашей стране начнется Год российского кино. Искусство, хотя и названное когда-то важнейшим, долгое время считалось массовым, то есть несерьезным, неэлитарным. Это сейчас мы многие немые фильмы воспринимаем как шедевры, а тогда они казались просто забавой, достижением техники, только и всего. И актеров, снимавшихся там, коллеги из театров не воспринимали всерьез. Публика же их боготворила.
Как это ни парадоксально, но нынешний кинематограф тоже зачастую напоминает техническую забаву. Режиссеры и продюсеры стараются перещеголять друг друга в наборе спецэффектов, в использовании новейших компьютерных программ. За всем этим теряется и смысл, и актерская игра уходит на второй план. Данным увлечением грешат в Голливуде, начали грешить в Европе, а у нас, как всегда, бросаются из крайности в крайность. Причем не понятно, что хуже – перегруженность спецэффектами или нудные философские рассуждения, которые интересны лишь автору. В нашем понимании арт-хаус – беспробудная чернуха. Если некоторые режиссеры даже такой материал умеют подавать красиво, то у большинства получается невразумительное, депрессивное, и просто неинтересное кино.
Среди всего многообразия встречаются вполне достойные вещи, только почему-то не доходят до зрителей. В редком случае идут ограниченным прокатом. Как правило, в кинотеатры попадают комедии весьма сомнительного содержания. Исключение сделали военным фильмам, призванным повышать патриотические настроения в обществе. Особенно заметно это было в нынешнем году, что вполне объяснимо. Между тем доля отечественных картин на отечественном же рынке по-прежнему мала. Про экспорт я вообще молчу. Согласна с мнением многих специалистов: российские ленты должны доходить до зрителей, но не стоит забывать и об их качестве. Впрочем, бывает и так: фильм получает призы на международных фестивалях, им восхищаются критики, однако зрительный зал он не собирает. Прокатчики (они тоже бизнесмены) отказываются брать их в афишу, им проще заменить нашу продукцию на голливудскую. Та тоже не всегда бестселлер, но выручку приносят. В этом плане не везет режиссеру Андрею Звягинцеву. Почти все его фильмы отмечены наградами, тем не менее их прокатная судьба всегда складывается непросто. Лента «Левиафан», выигравшая множество призов, в том числе «Золотой глобус», тоже не смогла похвастаться хорошей судьбой в кинотеатрах. Нет в прокате лент Александра Сокурова, Ивана Вырыпаева, список можно продолжать. Например, сокуровского «Фауста» я с трудом отыскала на просторах интернета. И это в то время, когда это было сделать намного проще, чем теперь. Получается, что режиссеры снимают кино для фестивалей.
В некоторых городах, в том числе и у нас, есть киноклубы. Неравнодушные люди собираются вместе, чтобы обсуждать ту или иную картину. Обычно достают действительно стоящие вещи, которые неизвестны широкой публике. Когда-то я предлагала в наших кинотеатрах, где идут одни и те же фильмы, немного расширить репертуар. Ввести ретропоказ, причем не массовых картин прежних лидеров проката, а классики, удостоенной наград. Или того пласта, что долго пролежал на полке. Сделать дни фестивального кино. Тот же «Дух огня» может предложить хороший материал, а сколько еще в стране проходит незаметных фестивалей.