Уватские были и небыли

Течет по лесу речка, блестит вода, несет-колышет отраженную синеву небес, а в синеве – ​облака, в облаках – ​лодка, в лодке – ​человек. Разбивает облака веслом, словно талый ледок по весне, и глядит по сторонам, любуется деревьями-великанами, огненной, веселой ягодой, зверьем непуганым. Плывет по волнам памяти, грезя о родной уватской стороне, художник Михаил Захаров, и выходят из-под кисти его то "деревенские бывальщины", то "легенды седого Иртыша", то сказочные виды северной природы, то чудные портреты родных, близких и знакомых – ​старожилов земли Уватской, а то и вовсе коренной народец – ​медведь, рысь, глухарь...

На выставке "По небу лодка плыла" в Тюменском музее изобразительных искусств собраны и хорошо известные работы, любимые поклонниками мастера, и совершенно новые, созданные в течение последнего года.

Говорят, Федор Васильевич, дед художника, был большой сказочник, и именно от него передался Михаилу Ивановичу этот дар – ​слагать истории, сплетая вместе то, что было и чего не было. Писательский талант в Захарове открылся давно, многим знакомы его автобиографические зарисовки о деревенском житье-бытье, написанные сочным языком в неспешной манере, свойственной человеку, умеющему смотреть вокруг и видеть все до мельчайших деталей – ​до чешуек коры на сером стволе, до бурундучка, прошмыгнувшего среди рассыпанных по земле шишек, до ржавого чайника на пороге заброшенного дома. В изобразительном творчестве Захаров – ​такой же сказитель. "Каждая картина – ​это маленькая новелла", – ​отмечает куратор выставки искусствовед Наталья Сезева. А то и быличка, бывальщина, в которой вроде бы все, как в жизни, но с фантазией, с преувеличением, со смешинкой. Не ради красного словца и пущего эффекта, а со смыслом-умыслом, в котором, слой за слоем, открывается философская глубина...

Взять хотя бы "большого глухаря", принесенного охотниками из тайги, или не менее грандиозную щуку, выловленную в местной реке. Своим феноменальным, невозможным размером они подчеркивают величие природы, ее исконное превосходство над человеком, умение рождать чудеса и мощное, изобильное начало, которому человек может лишь дивиться. Да, ему по силам добыть исполинского глухаря, извести леса, повернуть реки, но умнее и вернее для него жить так, как жили предки: "Люди брали то, что им нужно, чтобы прокормить семью. И знали, что на следующий год они сюда придут, и надо, чтобы была ягода, надо, чтобы был зверь, надо, чтобы была рыба, – ​рассказывает депутат Тюменской областной Думы Юрий Конев. – ​Я отношусь к старожильческому населению Ханты-Мансийского округа, и для меня все, что пишет Михаил Иванович, это мое детство".

Времена, когда человек в заповедном уватском краю был частью природного бытия, уходят в прошлое – ​нет деревень, в которых прошло детство Михаила Захарова, а в соседних, что уцелели, живут теперь по-иному. Лица родных остались лишь в памяти да на картинах... Портреты местных обитателей соседствуют с видами пустынных околиц и полей, покинутых изб, которые обживает лесное зверье, со старыми фотографиями людей и жилищ, еще крепких, добротных, а также со страницами из ревизских сказок XIX века, найденных Натальей Сезевой в Тобольском архиве: в них переписаны жители окрестных деревень – ​сплошь Захаровы... Живопись и графику дополняют предметы традиционного сибирского быта и народного искусства, предоставленные уватским краеведческим музеем "Легенды седого Иртыша".

zaharov15_12У мастера много преданных почитателей, и среди них глава района Юрий Свяцкевич – ​он давно коллекционирует работы Захарова, помогает ему с выставками и книгами. В прошлом году к 90-летию Уватского района был издан альбом, в который вошли произведения из цикла "Деревенские бывальщины". Первая его презентация состоялась в Санкт-Петербурге, и тамошние специалисты пришли к удивительному выводу: Захаров сумел открыть новый художественный стиль, который идет, очевидно, и от народного искусства, и от иконописи. Небо у него может быть оранжевым, земля – ​красной, звездчатой, река – ​розовой, и среди этого разноцветья плывут рыбаки, ходит ягодник, охотники тащат медведя. Не чужие люди – ​Иван, Степан да Никон, Клава и Любка Захаровы. Сидит в обнимку то с котом, то с собакой дед Федор...

Так, по ковровой дорожке, незаметно, куратор выставки подводит нас к небольшой и совсем новой серии, которая приоткрывает дверцу в мир нежных чувств и интимных переживаний. "Свидание за околицей" – ​целомудренная прогулка, рука в руке, глаза опущены, вместо букета – ​ветка, чтобы отгонять гнус. "Покосники" – ​молодая пара наедине... Юные посетители выставки живо обсуждают папиросу в зубах "галантного" кавалера и неожиданно накрашенные ногти на пальцах сельской прелестницы... А художник зовет зрителя дальше, позволяя заглянуть в спальню своих героев, в жарко натопленную баньку – ​полюбоваться стародеревенской Венерой, жившей лет сто назад. По всему залу висят небольшие акварели, представляющие "Сцены из быта селияровского торговца Евлампия" – ​в лавке, на складе, в избе за столом... А ту, что согревала торговца по ночам и рожала ему розовых карапузов-наследников, художник запечатлел маслом, крупно, в классических вроде бы традициях, но, как всегда, с юмором. Словно в напоминание, что жизнь человеческая – ​лишь миг, искра в долгой ночи...

Экспозиция будет работать до 30 ноября. На закрытии обещают представить книжку карманного формата – ​сборник прозы Захарова и большой иллюстрированный каталог выставки.


24922