В Валдайском клубе поговорили «за жисть», в том числе о войне и мире
В Сочи состоялось ежегодное заседание международного дискуссионного клуба «Валдай». Президент России Владимир Путин, политологи и эксперты из 30 стран обсуждали тему «Война и мир: человек, государство и угроза большого конфликта». Тема «естественным образом вытекала из предыдущей», которая обсуждалась год назад на валдайской конференции: «Новый мировой порядок: игра по правилам или игра без правил».
Гвоздем программы было выступление Владимира Путина. Путин напомнил мысль Льва Толстого о противности войны человеческому разуму. Но отметил, что война остается инструментом разрешения противоречий, который зачастую применяют, нарушая международное право.
«Военная сила, конечно, остается и долгое время будет инструментом международной политики – хорошо или плохо, это факт жизни. Другое дело, по международным правилам будет применяться сила или кулаки будут пускать по любому поводу, просто чтобы напомнить, кто в доме хозяин».
Конкуренция должна строиться «в рамках определенных политических, правовых, моральных норм и правил». Неуправляемая конкуренция ведет к росту локальных и пограничных конфликтов.
«У всех государств всегда есть и будут свои, порой разнонаправленные интересы», но «попытки любыми средствами продвигать модель одностороннего доминирования» ведут к «неуправляемой конкуренции», а это означает «рост числа локальных конфликтов» и «вероятный закат системы нераспространения оружия массового уничтожения». «И как результат – новый виток гонки вооружений».
Президент России, пишет «Коммерсантъ», рассказал, что основная задача США была «разрушить стратегический баланс, изменить соотношение сил в свою пользу таким образом, чтобы не просто доминировать, а иметь возможность диктовать свою волю всем – и своим геополитическим конкурентам, и своим союзникам».
– Под предлогом ракет Ирана разрушена фундаментальная основа международной безопасности – США вышли из договора по ПРО. Иранская ядерная проблема решена. Угрозы не было и нет. Причина, вроде бы побудившая строить систему ПРО, исчезла. Мы вправе ожидать, что и работа над ПРО прекратится. Что на самом деле? Ничего подобного не происходит. Прошли первые испытания ПРО в Европе. Это значит, что когда мы спорили, были правы. Нас ввели в заблуждение. Если говорить проще, пытались обмануть. Дело не в гипотетической иранской угрозе. Дело в желании разрушить стратегический баланс, чтобы диктовать свою волю конкурентам, да и своим союзникам.
Путин отметил экономическое противостояние – битву санкций. Под удар часто попадают европейские компании, которые вопреки санкциям сотрудничают с Россией.
– Вы знаете, это, конечно, может быть, не российское дело, но у нас же с вами дискуссионный клуб, поэтому я все-таки позволю себе спросить: так с союзниками поступают? Нет, так поступают с вассалами, которые осмелились действовать по своему усмотрению, – их наказывают за плохое поведение.
По мнению Путина, целью США в Сирии является избавление от президента страны Башара Асада, в то время как цель России – «победить терроризм, бороться с террором, помочь президенту Асаду одержать победу над террором и тем самым создать условия для начала и, надеюсь, успешного проведения и окончания политического процесса урегулирования».
На вопросе противостояния терроризму Путин остановился довольно подробно, продолжают «Известия». Он назвал исламский терроризм врагом цивилизации и предложил не разделять террористов на «добрых» и «злых».
– Не нужно играть в слова, делить террористов на умеренных и неумеренных. Хотелось бы понять, в чем разница? В умеренном количестве или нежным способом обезглавливают людей? Суть и методы одни – террор и убийство. Трудно вести двойную игру. Невозможно использовать часть террористов как таран для свержения неугодных режимов. Только кажется, что потом от них можно избавиться, – рассуждал Путин.
Российский лидер назвал ряд условий для победы над терроризмом и для урегулирования сирийского кризиса: освобождение территории Сирии и Ирака от боевиков, политический процесс в Сирии не под давлением извне и без ультиматумов, экономическое и социальное возрождение региона.
Владимир Путин рассказал, что уже есть движение к обмену данными о террористах между Россией и США. По мнению главы России, Сирия может стать моделью для сотрудничества. Ведь такие шансы уже были (окончание холодной войны, антитеррористическая коалиция в начале 2000-х), но они были упущены.
Профессор политологии Роберт Легвольд и экс-посол США в СССР Джек Мэтлок вступили в дискуссию с Путиным относительно развала Советского Союза и демократизации бывших его республик.
– Мы принимаем любой выбор (Украины). Но какая демократия, если был третий тур («оранжевая революция»)? Как же принять госперевороты? Вы нам тут Ирак и Ливию устроите! Прямо в законе США прописано – он, правда, об Украине,– «целью является демократизация России». Можно представить, что в нашем законе было бы прописано: «Целью является демократизация США»? Это как минимум невежливо. А в принципе могли бы, – заметил Путин и привел случаи, когда из-за системы выборщиков президентами США становились политики, за которых проголосовало меньше граждан.
Вскоре обсуждение вновь вернулось к теме Сирии. Спикер Исламского консультативного совета Ирана Али Лариджани высоко оценил действия ВКС РФ в сравнении с ударами коалиции.
– Сила террористов – в продаже нефти, они же не на ослах ее возят? На танкерах. Почему коалиция не бомбила их? Так и скажите, мы не против ИГИЛ, мы против Асада, – заявил Лариджани.
– Получаю отчеты. Там такая детонация боеприпасов – разлетаются чуть ли не до самолетов. Ощущение, что боеприпасы со всего Ближнего Востока. Вопрос: на какие деньги? Сирийская армия демонстрирует успехи. Они пока малые. Но они есть. И уверен, они еще будут, – добавил Путин.
Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов спросил о возможных потерях в личном составе российских ВКС в Сирии, ведь уже обсуждается передача комплексов противодействия авиации вооруженной оппозиции. Путин ответил, что надеется, что ПЗРК не передадут, так как в случае попадания комплексов в руки ИГИЛ под удар попадут и американские самолеты. Президент признал риск потерь среди личного состава и назвал летчиков героями.
– Еще 50 лет назад ленинградская улица научила меня правилу: «Если драка неизбежна, бить надо первым», – резюмировал Путин. – Угроза терроризма от наших действий в Сирии не стала ни больше ни меньше, она была и есть. Лучше воевать с ними там, чем ждать их здесь.
Российский лидер решил рассказать об одном из итогов встречи с Башаром Асадом:
– Приоткрою завесу наших переговоров с президентом Асадом. Я спросил у него: как вы отнесетесь к тому, если мы найдем сейчас в Сирии даже вооруженную оппозицию, готовую противостоять и реально воевать с ИГИЛ? Как вы отнесетесь, если мы поддержим их усилия в борьбе с терроризмом, как поддерживаем сирийскую армию? Он ответил: «Отношусь положительно».
По его словам, в данный момент российская сторона рассматривает возможности перевода этих планов в практическую область. В сирийском вопросе «надо договариваться», и «в конечном итоге прагматизм должен победить».
В минувшую пятницу Сергей Лавров принял участие в переговорах по Сирии в Вене – вместе с коллегами из США, Турции и Саудовской Аравии. Встреча глав МИДов четырех стран была призвана стать отправной точкой для формирования расширенной группы поддержки мирного процесса в Сирии, к которой могут подключиться Египет, государства Персидского залива, Лига арабских государств и Организация исламского сотрудничества, а также Иран. Выразив «общую заинтересованность сделать контакты более плотными и регулярными», представители «четверки» предварительно наметили следующую встречу на пятницу, 30 октября.
«Рассчитываем, что не только Иран, но и другие страны, без которых трудно всерьез говорить о представительном характере переговоров, будут приглашены на ближайший раунд переговоров. Разговоры идут об этой пятнице – посмотрим, все будет зависеть от того, насколько удастся переступить через амбиции, личные пристрастия, антипатии и обеспечить репрезентативный характер мероприятия, включая и Иран, и Египет, и арабских соседей Сирии», – заявил во вторник Лавров.
По его словам, для урегулирования кризиса в Сирии нужно «объединить всех и на всех направлениях».
Пока объединить не получается. Скорее даже наоборот. Успешная воздушная поддержка сирийской армии регулярно сопровождается информационными вбросами.
Минобороны России вызвало для дачи объяснений военных атташе стран НАТО, Саудовской Аравии и США в связи с появлением обвинений в том, что российская авиация нанесла удары по госпиталям в Сирии, передает РИА «Новости».
«Мы пригласили военных атташе США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Саудовской Аравии, Турции, блока НАТО и попросили дать официальное обоснование существа сделанных заявлений или выступить с опровержением. Особенно это касается вопиющих обвинений в ряде англоязычных СМИ в псевдоударах по госпиталям», – заявил заместитель главы военного ведомства Анатолий Антонов.
Ранее официальный представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков заявил, что зарегистрированное в США Сирийско-американское медицинское общество сделало очередной вброс в СМИ о мирных сирийцах, якобы погибших от авиаударов России. Он подчеркнул, что, «прежде чем уничтожить какой-либо объект террористов, информация проверяется не один день и по нескольким каналам».
Внятных заявлений со стороны военных атташе не последовало.