В прошлый раз я писал, что инвестиции в экономику сильно упали, а их частные источники практически заморожены. Главным кормильцем остается бюджет и его разные фонды. Понятно, что этими деньгами распоряжается государство. А оно – не абстрактное существо. Суть и эффективность действий государства определяют чиновники.
В странах, которые мы признаем цивилизованными, государство исправляет так называемые провалы рынка. Другими словами, берет на себя те функции, с которыми рыночные механизмы по разным причинам не справляются. В России же государевы люди административными мерами стремятся подменить если не все, то большинство рыночных механизмов.
Делается это и в силу исторических причин – сказывается советская ментальность. И потому, что будоражат разные «тараканы» эпохи первоначального накопления капитала. В итоге наше государство не провалы рынка устраняет, а скорее проваливает сам рынок, который к тому же полностью не успел сформироваться. Вот одно из последствий ситуации: Россия стала родиной «белых слонов». Так экономисты называют проекты, которые либо окупаются веками, либо никогда. В старину короли Сиама дарили этих животных придворным, попавшим в немилость. Белые слоны считались там священными, их нельзя было использовать в хозяйстве. Но ели они будь здоров и могли разорить даже богатого.
Самое обидное заключается в том, что деньги на содержание «слонов» дерут с частного бизнеса и всех россиян в виде налогов, которые бьют мировые рекорды, а также в завуалированной форме – разнообразных сборов, штрафов и других платежей. Между прочим часть этих денег должна бы идти в здравоохранение, образование, создавать другие общественные блага.
Валерий Зубов, профессор Высшей школы бизнеса ВШЭ, и Владислав Иноземцев, директор Центра исследований постиндустриального общества, разделили стадо «белых слонов» на три группы. К первой отнесли «слонят», которые однако уже проявили недюженный аппетит. Это объекты инфраструктуры: дороги автомобильные и железные, трубопроводы, порты и причальные стенки. Среди них почти нет частных. Государство реализует проекты через Росавтодор, Транснефть, другие агентства и госкомпании. Что имеем? Например, в 2014 г. на ремонт дорог выделили в 19 раз больше, чем на прокладку новых. Откуда такая странная пропорция? Дело в том, что чиновникам и связанному с ними бизнесу больше нравится ямочный ремонт, нежели строительство новых, а тем более – качественных магистралей. Например, километр дороги в Сколково обошелся более чем в $38 млн! А через 14 месяцев стали полотно перестилать. Асфальт на знаковых дорогах Подмосковья меняют каждые два года. И такие примеры есть в каждом крупном городе.
Вторая группа – взрослые «белые слоны». В них вбухивают уже сотни миллиардов, а то и триллионы, многие не окупятся никогда. Классический пример – мост на о. Русский во Владивостоке. Обошелся в 30 млрд, а трафик почти нулевой. Кстати, на подготовку саммита АТЭС, к открытию которого мост и строили, денег ушло в 11 раз больше, чем на 11 предыдущих. А результат? Заполняемость гостиниц до сих пор – не более четверти, аэроэкспресс пустует, аэропорт загружен на треть, театры, океанариум и прочие объекты требуют денег на достройку. В этом же «стаде» и олимпийские объекты Сочи, съевшие почти 1 трлн. Теперь придумывают всякие мероприятия, чтобы хоть слегка снизить затраты на содержание. Скоростную железную дорогу Москва–Казань планируют проложить за триллион с лишним. Затраты без операционных расходов окупятся через 85 лет! А с учетом последних событий, утверждают экономисты, никогда. Уже объявлено, что некоторые стадионы, строящиеся к чемпионату мира по футболу, потом превратятся в торговые центры. Мало стоит полупустых? Президент Путин лично поручил уложиться в 14-15 млрд на каждый стадион. Не удалось. Весной 2014 года Геннадий Тимченко объявил: если контракты по Волгограду и Нижнему Новгороду не увеличат до 18-20 млрд, «Стройтрансгаз» от объектов откажется. Сговорились на 16-17 млрд. А рекорд побил – стадион «Санкт-Петербург» – с 6,7 млрд в 2007 году подскочил до 34,9 млрд. Его называют седьмым по дороговизне в мире. На подготовку к играм выделено почти $5 млрд – по $800 млн на каждый стадион. Разумеется, корм не впрок, хотя аналогичные стадионы в Амстердаме или Мюнхене обошлись в 2,5-3,5 раза дешевле и окупаются. Но там делают бизнес, а не поднимают народы с колен.
Третья группа – «слоны», формально причастные к модернизации и техпрогрессу. Но если в мире такие проекты и впрямь кардинально меняют экономику, то наши скорее имитируют нечто. Например, для Сколково планируют выделить полтриллиона до 2020 г., но результаты, скорее всего, ощутят другие страны, поскольку Россия не созрела до восприятия таких инноваций. Деньги на космические программы, по данным Зубова и Иноземцева, разворовываются на 70%. Окупаемость Superjet‑100 отодвигается с каждым годом, вот уже на четверть сократили выпуск самолетов. Я как-то писал, что Газпром за последние 10 лет 2,4 трлн руб. пустил на мифические проекты. На днях появилась информация, что Газпром пополнил эти триллионы, зарыв трубы для сорвавшегося Восточного проекта на 18 млрд, а общая стоимость работ обошлась в 40 млрд руб. Деньги списывают на «непроизводственные» расходы, часть которых пополняет кошельки чиновников, а также друзей-подрядчиков.
Как становятся теневыми миллиардерами, видно на примере строительства космодрома «Восточный», типичного «белого слона». Недавно арестовали Ермолаева, экс-главу Федерального центра ценообразования в строительстве, – под его талантливым руководством более 10 лет рассчитывались сметы крупнейших строек. Только дутые расценки взвинтили стоимость космодрома «Восточный» на 13,2 млрд руб., утверждают в Счетной палате РФ. На Ермолаева предприниматели жаловались как минимум пять лет, писали премьеру и даже президенту страны, что глава центра и связанные с его семьей фирмы монополизировали составление смет и информационные ресурсы Минстроя. Но жалобы странным образом улетучивались. А тем временем за счет наших налогов буквально в золотые превратились два объекта Росатома, олимпийские объекты, не менее знаменитый Владивостокский океанариум, который, кстати, лично инспектировал президент Путин.
В октябре президент побывал и на «Восточном». Незадолго до приезда высокого инспектирующего на космодром доставили корабль «Союз», а он... не вписался в ангар! Неслыханный казус объявили «ошибкой проектировщиков». Обещанный вице-премьером Рогозиным старт в декабре не состоится. Отметив, что отставание от графиков частично ликвидировано, президент миролюбиво попросил не устраивать штурм, «настраиваться на первые пуски... где-нибудь весной, только скажите мне, когда». Рогозин назвал апрель, а на днях выяснилось, что и этот срок нереален.
У кого как, а у меня сложилось впечатление, что власти не могут совладать с коррумпированной бюрократической машиной. Буквально в октябре Росфинмониторинг проверил 750 предприятий, выполняющих гособоронзаказ: около 100 предприятий вовлечены в теневые схемы, по 20-ти завели уголовные дела. И вероятность наказания не пугает тех людей, которые заменили оказавшихся за решеткой.
Почему государство во всем мире проигрывает частному бизнесу? Потому что чиновник ориентирован не на эффективность проектов, которыми занимается, он должен четко следовать законам и предписаниям властей и начальства. Однако в России управление бюрократов отягощается «родимыми пятнами». В отличие от мира, наши законы, во‑первых, дышлоподобны, а во‑вторых, меняются как перчатки. В такой мутной водичке эффективным управлением бюрократов не пахнет, а вот «рыбку» ловить – пожалуйста! И даже если босс, от благосклонности которого зависит карьера чиновника, заруливает в гавань не вполне законную, подчиненный надеется на «крышу»: авось проскочит, у босса все схвачено. Ну а предшественник попался, потому что лопух!
Разумеется, и предприниматели – не ангелы. Хотя бы по той простой причине, что генам не прикажешь. Однако бизнес рискует своими деньгами и потому «белых слонов» не плодит. Чтобы предприниматели не зарывались, кроме правоохранителей существуют институты общества, которые бдят! В России же их давят или откровенно приручают. А государство тем временем наращивает свое присутствие в экономике. Если в 2006 г., по оценке Института Гайдара, его доля составляла 38%, то сегодня, по данным МЭР, выросла до 50%. Но и эта цифра сильно занижена: Организация экономического сотрудничества называет 80%, а МВФ – 71%. (Для сравнения: в мире около 30%). «Такое расширение (государства) – неизбежное следствие прогрессирующего ограничения свободы частного гражданина, тенденция к замене частной инициативы государственным контролем, – писал великий экономист Людвиг фон Мизес. – Люди обличают бюрократию, а на самом деле они имеют в виду попытки превратить государство в социалистическое или тоталитарное».
По мере фронтального наступления государства экономика загибается не только из-за прожорливости стада «слонов» – они попутно буквально вытаптывают малый и средний бизнес. Вот сейчас у нас на глазах убивают «Трансаэро», вторую авиакомпанию в стране. Разумеется, в выигрыше остается государственный Аэрофлот: он уже отобрал у конкурента треть международных маршрутов, доведя их долю до 80%, а внутренних – до 60%. Обращает на себя внимание цепь случайностей. Как только появилась информация, что компания «Сибирь» объявила о покупке контрольного пакета банкрота, через несколько часов Росавиация вдруг отобрала у «Трансаэро» лицензию эксплуатанта, мотивировав якобы обнаруженными нарушениями. Вдруг первый вице-премьер Шувалов советует правоохранителям присмотреться, все ли чисто было в работе компании. Эксперты уже назвали происходящее жестким противостоянием частного бизнеса и правительства, а действия Аэрофлота – рейдерским захватом «Трансаэро».
...В прошлую пятницу на традиционных Гайдаровских чтениях министры спорили о перспективах экономики. Собравшиеся традиционно требовали защиты частной собственности, развития конкуренции и возврата доверия к государственным институтам. «А что, когда-нибудь у нас существовало реальное доверие? А то как будто оно было, потом потерялось, а сейчас вы пытаетесь его найти", – удивлялся этому Игорь Шувалов. По его мнению, доверие возникает вслед за успешной работой государства. (Цитирую по газете «Коммерсантъ»). Что ж, каково государство, таковы и его «белые слоны».
Ну а нам-то, грешным, как сосуществовать с этими священными животными, если вот так оценивает состояние государственного управления, а в том числе, получается, и свою работу, первый вице-премьер правительства?