Крупный бизнес растворился в серых схемах
В понедельник состоялось заседание президиума Госсовета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса, затрагивающего интересы миллионов граждан, а также сотен предприятий малого, среднего и крупного бизнеса. Заседание проходило на втором этаже нового гостевого дома президентской резиденции Ново-Огарево. В небольшом холле губернаторы, задействованные в заседании, ожидали его начала.
Руководитель рабочей группы по подготовке этого президиума, губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко рассказывал, что уже полгода в области действует программа «Доступная рыба», по которой работают восемь магазинов. Цены там чуть не вдвое ниже, чем в других магазинах: работают без посредников, торговая наценка минимальная, «потому что регулируется, не побоюсь этого слова, административно»...
− Привет, рыбаки! − говорит нескольким губернаторам, которые окружили вице-премьера по делам Дальнего Востока Юрия Трутнева, подошедший к ним глава президентской администрации Сергей Иванов.
Они нестройно приветствуют. Но тут Иванов замечает нескольких журналистов, которые безразлично прислушиваются к началу разговора.
− Э нет, валим отсюда, − качает головой Иванов.
Ничего не поделаешь, разведка. Олег Кожемяко не замечает всего этого. Он рассказывает, как разрешил продавать рыбу всем любителям безо всякого контроля, прямо на пирсе.
− И никакого санитарного контроля нет? – переспрашивает журналист «Коммерсанта».
− Какой контроль?! − возмутился губернатор. − Клиент должен понюхать и сам решить! Вот это контроль! Если плохо пахнет, не бери! А если что не так, то он вернется на этот пирс, и в следующий раз такой рыбак на этом пирсе не появится...
− Да как же?..− робко уточняет журналист. − Не все же распознаешь на запах... А червячки эти... Гельминты... Всякое бывает...
− Да это маразм! − возразил Олег Кожемяко. – Вы что проверяете? Рыбу!
Совещание открывает Владимир Путин:
− Три четверти отечественного морского рыболовства базируется на российских биоресурсах, и в целом по объёму добычи Россия устойчиво занимает в последние годы 5–6-е место в мире. Но на российских прилавках по‑прежнему преобладает импортный и достаточно дорогой товар, да ещё и не всегда хорошего качества, а то и вовсе искусственного происхождения.
Причин здесь много. К примеру, оформление судна с уловом в зарубежных портах осуществляется за несколько часов, а в российских – в течение суток. Правда, несколько лет назад было ещё дольше, но хоть до этого добрались, хотя того времени, что есть сегодня, тоже много. Правительству нужно проанализировать ситуацию и принять срочные дополнительные меры.
Президент отметил, что основной объём выловленной рыбы поставляется на экспорт в мороженом виде, с низкой степенью переработки. Таким образом, другие государства получают не только лучшие сорта рыбы, но и возможности для создания новых рабочих мест, развития своей экономики, перерабатывающих отраслей, где формируется добавленная стоимость.
− Понятно, что бизнес заточен на получение прибыли и работает там, где ему выгодно. Однако ни нашу страну, ни её граждан абсолютно не устраивает, когда ассортимент и цены рыбы на внутреннем рынке определяются зарубежными поставщиками и ритейлерами, когда в рыбной отрасли расплодились разного рода рантье, использующие наши биоресурсы, и когда почти 70 процентов доходов рыбодобывающих предприятий основано на экспорте сырья.
При этом Путин напомнил, что именно государством были созданы условия для такого высокодоходного вида деятельности, как рыбная. Наряду с историческим принципом распределения квот на долгосрочный вылов наши рыбопромышленники платят всего 15 процентов ставки сбора за пользованием биоресурсами, имеют и другие преференции. В результате рыбопромышленный сектор набрал солидный вес. Но проблема в том, что эти достижения мало повлияли на укрепление продовольственной безопасности страны, развитие прибрежных территорий и смежных отраслей экономики.
− Я помню, как мы дискутировали на этот счёт в 2007 году, помню, как мне говорили тогда, что нужно перейти на исторический способ выдачи квот и как мы все после этого возрадуемся, как всем будет хорошо. Действительно, есть такие люди, которым очень хорошо. Теперь нужно распределить это «очень хорошо» на всё население страны. И задачи, которые государство обязано решать при использовании своих биоресурсов, с него не снимаются.
Предприятия переработки, склады, оптово-распределительные центры, транспортная логистика развиваются крайне медленно. На экспорт в прошлом году было поставлено 87 процентов мороженой рыбы, а филе и готовой продукции – всего 7 процентов. Доля мороженой рыбы на внутреннем рынке составила 56,7 процента, а доля филе – чуть более 2 процентов.
Все эти проблемы надо решать, и это забота не только государства, но и рыбаков, которые уже крепко стоят на ногах, накопили капитал и вполне способны инвестировать часть своих средств, полученных от освоения квот на вылов рыбы, в модернизацию прибрежной инфраструктуры и перерабатывающих мощностей, а также в строительство флота. Износ отечественных судов приближается к критическим 90 процентам, они не только экономически неэффективны, но и небезопасны для самих рыбаков.
Проблема обновления флота, цитируя Путина, напоминает «Газета.ru», стояла также остро и восемь лет назад, когда законодательно был закреплён исторический принцип распределения квот. И было много разговоров, что этот подход станет стимулом для активного участия рыбопромышленников в строительстве новых судов. Но эти надежды не оправдались.
Рабочая группа подготовила предложения. Их основной смысл – стимулирование инвестиционной активности рыбаков и переработчиков путём выделения под их расходы определённой доли квот на вылов.
Глава рабочей группы, губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко заявил, что, несмотря на весьма внушительные поставки на внутренний рынок, рыба для населения так и не стала доступной. Розничная цена на рыбопродукцию, как правило, в три-четыре раза выше, чем непосредственно у производителей.
Сегодня, скажем, минтай во Владивостоке или на Сахалине у рыбака стоит 75 рублей, а в торговле он доходит до 200 рублей за килограмм. И если рыбак с выручки исправно платит налоги, несёт затраты на подготовку флота к промыслу, бункеровку, сетеоснастку, упаковочные материалы, а многие предприятия являются градообразующими и содержат посёлки, то торговля такой нагрузки не несёт.
В линейке поставки продукции от производителя к продавцу идёт использование серых схем ухода от налогов. Ведь большинство рыбаков работает без НДС по системе единого сельскохозяйственного налога, торговые сети, напротив, предпочитают работать с НДС. В этой ситуации и появляются посредники, фирмы-однодневки, которые дёшево берут у рыбаков и дорого продают сетям, а через несколько дней исчезают вместе с НДС и с маржой. В результате государство теряет налоги, а потребитель получает продукцию по высокой цене.
Для решения этой проблемы рабочая группа предлагает отменить единый сельскохозяйственный налог для рыболовецких компаний, оставив его только для малого бизнеса и для градообразующих предприятий. Это позволит уйти от посредников с серыми схемами, а рыбопромышленникам заключать прямые договоры с торговыми сетями.
Наиболее понятный и прозрачный механизм – биржевая аукционная торговля. Он напрямую связывает рыбака и продавца и гарантирует качество поставляемой продукции. Такая работа уже начата на Сахалине. Совместно со Сбербанком организована система аукционных торгов водными биоресурсами на универсальной торговой площадке Сбербанка-АСТ, и отобрана территория для создания логистического центра в порту Корсаков.
Ещё один механизм – это сокращение торговой наценки. В России её доля в цене товаров превышает уровень такой наценки в ведущих рыночных экономиках в 1,5–2 раза. Многие страны мира жёстко регулируют её уровень. Например, в Японии, стране с максимальным потреблением рыбопродукции, предельная надбавка для торгового звена, не осуществляющего переработку, всего 2 процента. Для решения этой проблемы на Сахалине запущен пилотный проект – программа «Доступная рыба», в рамках которой товаропроводящая сеть накручивает не более 8 процентов на опте и не более 15 процентов в рознице, то есть не более 23 процентов без учёта транспортной доставки.
Производитель указывает отпускную стоимость своей продукции на упаковке. На этикетках в магазинах, торгующих по этой программе, сахалинцы и курильчане видят и цену производителя, и конечную отпускную цену. Это не только честно, но и эффективно.
Губернатор предлагает распространить опыт на другие регионы:
− Мы можем определить на данном этапе 8–9 видов рыб массового потребления, определим сети, ведь каждый регион сам заинтересован в создании такой системы. Возможно предоставление региональных льгот участникам такой товаропроводящей сети. Предлагаю Правительству Российской Федерации выработать механизмы для распространения проекта «Доступная рыба» в других регионах страны. Это даст возможность снизить стоимость рыбопродукции на 30–50 процентов.
Понятно, что здесь далеко не все так просто. Как за всем этим следить, если состояние отечественных СМИ общеизвестно. Редакция «Газеты.ru» связалась c островом Сахалин, разбудив предпринимателя Алексея Г. Извинившись, корреспонденты попросили его ответить на вопрос, как сделать стоимость рыбы доступной.
«Как? Никак. Уже никак. Рыбы нет. На Сахалине 80% предприятий − банкроты, а в Москве ерундой маетесь», − ответил Алексей и попросил его больше не отрывать от сна из-за какого-то Госсовета.