Отличительная особенность традиционного казачьего гулянья «Благовест‐2015» – любовь к фольклору и чуткое внимание к народным талантам.
Как уже сообщалось. В областном центре прошел яркий фольклорный фестиваль «Благовест», который собрал под свои знамена сотни участников художественной самодеятельности из Южно-Тобольского казачьего общества и гостей – представителей таких же этнокультурных групп из соседних с Тюменью областей. Дружное это сообщество вдохновенно играло на гармонях, баянах, аккордеонах, балалайках, лихо отплясывало свои старинные, полные казачьей удали, танцевальные па. И не было конца-края песням – заводным, озорным, лирическим, протяжным, обрядовым, беседным, свадебным, историческим, военно-бытовым, строевым, плясовым, «скоморошинам», балладам, частушкам-припевкам...
...Мужчины в военной форме, при фуражках и погонах, в начищенных до блеска сапогах, красны девицы да почтенные матроны в традиционных украшениях, одетые в красивейшие платья самых разных фасонов, которые испокон веку «были в моде» и сегодня дают фору иным новоявленным моделям. Проходит фестиваль именно в это время года неслучайно – у «Благовеста» давняя традиция, идущая из глубин истории.
Казачество «комплектовалось» в том числе и «иноземцами» не только русскими, но большую часть их составляли «черкасы» – украинцы, «литва» – поляки, немцы. Оставаясь здесь навсегда, они превращались в Литвиновых, Поляковых, Запорожских, Черкасовых, Французовых и Францевых. Принимая православие, Ян Березуцкий превращался в Ивана Березовского, Иозеф Кобылинский – в Осипа Кобылина, Грицко Негода – в Григория Негодина...».
Что касается житейской мудрости и народной дипломатии, то в этой связи вспоминаются слова Владимира Есикова, поэта, композитора и гармониста, активиста областного центра казачьей культуры «Благоросичи», руководителя ансамбля «Тюмень казачья»: «Все наши предки родом с нижнего Дона. А жены наши – самых разных национальностей с самых разных мест. Казак ведь как женится? Чтобы женка по сердцу была, а национальность у нее никто не спрашивает. Но какого бы она ни была роду-племени, в замужестве за казаком становится православной. Потому что православие – основа, фундамент казачества. Хотя известно, что в воинстве Ермака и Пугачева находились и башкиры, и татары, и калмыки, и буряты... С нами во все времена были служивые, представляющие другие народы. Они не были казаками, но, сохраняя свою веру, культуру, обычаи, одежду, словом, чтя свои традиции, тянулись к нам. Эта добрая традиция сплачивает народы разных национальностей на казачьей идее. Будет сильным казачество – Россия останется непобедимой».
И нынешний фольклорный праздник, приобретая все больший масштаб, снова созвал приверженцев многовековой народной культуры, настоящих ее ценителей и ревнителей – по обе стороны сцены.
Специалисты по фольклору во все предыдущие смотры отмечали бережное отношение участников фестиваля «Благовест» к песням донских, кубанских, уральских и сибирских казаков, тонкое чувство стиля как в их обработке, распеве, так и в манере исполнения, за что и удостаивались высоких оценок жюри. Ибо это настоящие знатоки традиций, подлинные мастера декоративно-прикладного творчества, ремесел и промыслов, живописи, лучшие исполнители в номинациях: «вокал» (ансамбли и солисты), «хореография», «инструментальное исполнение», «художественное слово». А критерии здесь неизменны: мастерство, артистичность, сценическая культура, эмоциональность, художественная выразительность, режиссерское решение программы (её сценическое воплощение), этническая достоверность, эстетичность костюмов плюс самобытность и оригинальность подачи материала. По традиции в рамках фестиваля проходили творческие лаборатории и мастер-класс лучших творческих коллективов и отдельных представителей казачьей художественной самодеятельности, концерты, выставки изделий народных промыслов и ремесел, работала экспозиция декоративно-прикладного творчества – яркая и разнообразная по своему колориту, технике и жанрам. А завершилось сие грандиозное гулянье гала-концертом лауреатов и награждением их дипломами, грамотами и памятными сувенирами.
По большому счету нынешний «Благовест» выполнил важнейшую свою миссию – он стал продолжателем традиции любви к фольклорно-этнографическому и музыкальному богатству народа.