История с фотографией

Машина времени давно придумана, и имя ей – ​фотоаппарат. Нельзя перенестись в прошлое во плоти, но можно в него заглянуть, что и предлагает сделать выставка "Старый фотограф", открывшаяся в Тюменском музее изобразительных искусств. Уникальная коллекция ретро-снимков, созданных тобольскими и тюменскими фотографами конца XIX – ​начала XX веков, собрана группой энтузиастов, вдохновленных краеведом и раввином тюменской синагоги Игорем Варкиным.

В экспозицию включены 177 увеличенных фотоснимков из фондов региональных музеев, государственных архивов и домашних собраний жителей Тюмени и Тобольска. На самом деле фотографий гораздо больше. Сам Варкин говорит о трех сотнях, а тюменский фотограф Андрей Черепанов, ставший не только профессиональным консультантом, но и соавтором проекта, уверяет, что снимков больше тысячи... Отчаянно жаль, что нельзя показать все. Но выставочные площади ограничены – ​и в Тюмени, и в Тобольске, где "Старый фотограф" собрал шесть с половиной тысяч посетителей. Поскольку выбор экспонатов богатейший, устроители показа решили разнообразить удовольствие: в бывшую губернскую столицу привезли в основном снимки тобольских фотографов, а для нас подобрали побольше работ мастеров из Тюмени. Впрочем, фотографы рубежа веков на протяжении своей профессиональной жизни не раз меняли место жительства, перемещаясь между городами Сибири и Урала, так что не всегда разберешь, кто – ​чей.

Перед нами – ​произведения носителей четырех фамилий. Формулировка странная, но оправданная: часто фотография становилась семейным делом, в котором участвовали отцы, сыновья, братья, жены... Итак, позвольте представить: Яков Фидлерман, Исай Кадыш, братья Шустеры, Соломон Кародонский. Главные действующие лица перечислены в хронологическом порядке. Первый начал работать в 1884 году, последний завершил свою деятельность в 1940-м.

"В тобольском музее, – ​рассказывает Игорь Варкин, – ​я увидел фотоальбом, сделанный в 1891 году, когда в город приезжал цесаревич Николай, будущий император Николай II. Он стал куратором музея, ему подарили этот альбом. И вот век спустя я обращаюсь к сотрудникам музея: "Что там внутри?" – ​"Экспозиция музейная сфотографирована". – "Кто фотографировал?" Они достают при мне этот альбом, и там написано: "Фидлерман". Так для меня открылся забытый тобольский фотограф". Известно о нем немногое: родился в Тобольске, 16-ти лет уехал в Черниговскую губернию, по некоторым сведениям, был фотографом в оренбургском Троицке, в 1881 году вернулся в Тобольск, где прожил 10 лет, снимая местных жителей и городские окрестности. Получил разрешение на работу в Таре, Березове, Ялуторовске, Кургане, а затем в Томске. Позже в томских справочниках упоминается уже А. Я. Фидлерман (сын?), действительный член фотографического общества с 1911 года.

Наш следующий герой Исай Кадыш учился искусству светописи у отца, омского фотографа, в 1889 году перебрался в Тобольск, а через год открыл собственное фотоателье в Тюмени. У Кадыша снимались члены известных купеческих фамилий – ​Гилевых, Колокольниковых, Жернаковых. Однако известность он снискал не только великолепными портретными работами, но созданием фотолетописи Тюмени промышленной. Кадыш первым в Сибири освоил технику фотоколлажа и активно применял ее, исполняя заказы тюменских предприятий. Мог смонтировать на одном листе виды промышленных зданий, портреты сотрудников, фотографии инструментов и оборудования, документов, профессиональных символов. Для крупных заказчиков изготовлял целые альбомы таких коллажей. В 1908 году Кадыш вернулся в Омск, чтобы принять отцовское дело. Тамошние краеведы считают, что во время гражданской войны семья фотографа вслед за отступающими белыми частями подалась на восток и осела в Китае...

Если вы интересуетесь историей Тюмени, то фамилия Шустер наверняка вам знакома – ​в начале XX века в городе не было ни одной сколько-нибудь заметной личности и ни одного значимого события, которое не поймал бы в объектив своего фотоаппарата или кинокамеры неутомимый Иосиф Шустер. Его младший брат Семен представлял семейную фирму в Ирбите, а в советское время работал в Тюмени, в том числе фотокорреспондентом газеты "Трудовой набат". Старший брат Монс держал фотоателье в Тобольске, трудился в Сургуте, затем в Томской губернии, где его следы затерялись...

old_foto10Полагают, что братья Шустеры учились фотографии у сосланного в Тобольск поляка Игнатия Лютыка. Иосиф прославился участием в Курганской сельскохозяйственной выставке и Всероссийской кустарно-промышленной выставке в Петербурге, а за фотографии, представленные на Всемирной выставке в Париже в 1890 году, даже получил Высочайшую благодарность от великой княгини Елизаветы Федоровны. Дважды удостоился серебряной медали "За усердие", был единственным фотографом, допущенным снимать узников Тобольского тюремного замка, состоял в переписке с Менделеевым, создал альбом с видами Тобольска, отправил его в дар императору – ​и дар был принят... В 1907 году Шустер продал дом и ателье, чтобы перебраться в Тюмень, где развил бурную деятельность. Очевидно, именно в это время он увлекся киносъемкой. Снимал Григория Распутина, бега на ипподроме, полет летчика Васильева... Фильмы свои демонстрировал в собственных электротеатрах "Модерн" и "Весь мир", затем открыл кинотеатр "Гигант". На фотографиях нередко можно встретить клеймо

"А. Шустер". Организаторы выставки считают, что за этим обозначением скрывается Анса Шустер, жена Иосифа, и формально семейную фирму возглавляла она.

Еще один выходец из Тобольска Соломон Кардонский был учеником Шустера, а в 1924 году завел собственную мастерскую в Тюмени. Его называют талантливым портретистом и известным фотохроникером первых десятилетий советской власти: "Просветленные лица строителей коммунистического будущего – ​это фотограф Кардонский", – ​отмечает Игорь Варкин.

Под фотографии советского периода отведен меньший из двух залов. И в этом есть резон: все-таки интересно заглянуть в прошлое поглубже, увидеть самые ранние кадры и попытаться понять людей, живших в ту давнюю пору... Правда ли, что они были другими? Несуетными, исполненными достоинства, которого ныне не встретишь – ​или это мастерство фотохудожников наполнило их лица глубиной и одухотворенностью? Ведь сто лет назад фотография была больше творением человека, чем машины, еще очень несовершенной...

Тайну, заключенную в старинных портретах, каждый разгадывает на собственный лад. Но очарование минувшего влечет многих. Проект Игоря Варкина нашел поддержку и у горожан, и в государственных учреждениях, и в общественных организациях. Активную помощь "Старому фотографу" оказала еврейская национально-культурная автономия. Неравнодушным тюменцам хочется, чтобы фотоисторические изыскания продолжились и нашли воплощение в альбоме, где можно будет представить всю собранную информацию и щедро показать старинные фотоснимки – ​окна в прошлое нашего края.


24884