Дороги к дому твоему

Первое серьезное отраслевое предприятие – Нижнетавдинское ДРСУ – ​образовано в нашем регионе в 1924 году. Это теперь филиал ОАО «ТОДЭП», в котором 22 подобных фирмы, то есть в каждом районе, плюс дополнительное управление в столице области. Нынче дорожники, как всегда, выполнили солидный объем работ. В частности, продолжили реконструкцию трассы Р‑404 и Р‑402. Прокладывали, ремонтировали дороги в сельской зоне, в самой Тюмени под самыми нашими окнами. Машинисты грейдеров, асфальтоукладчиков, катков, водители самосвалов только что завершили строительство стратегически важного участка дороги по улице Монтажников от улицы Широтной (район путепровода по Монтажников) до обхода областного центра.

А нынешний год – ​своеобразный юбилей для дорожников. Ровно 50 лет назад в Тюменской области наступила новая эра дорожной отрасли. Вспомним, как это происходило.

...До Нижневартовска Александр Каспаров строил дороги в Афганистане. За это последний король сей страны Мохаммед захир-Шах пожаловал начальнику «Запсибдорстроя» Золотую звезду. По статусу земляку полагались в придачу 5000 баранов – и 4 жены. Ну, баранов у нас своих хоть завались. А вот насчет жен... порой не знаешь, куда от одной-то деваться. Первый и последний Президент СССР М. Горбачев тоже не поскупился, присвоив Александру Исааковичу звание Героя Социалистического Труда с вручением Золотой Звезды. Тогда сияние наград затмило мне глаза: ведь тем же указом Михаил Сергеевич удостоил ордена Трудового Красного Знамени начальника СУ‑932 Евгения Шинкаренко: «За большой личный вклад в строительство автомобильных дорог и аэродромов в районах Западно-Сибирского нефтегазового комплекса».

Ровно сорок лет назад я критиковал Евгения Федоровича в родной «Тюменской правде». А зря: учить ученого – ​только портить. И вот на днях снова свиделись. Свою деятельность в наших краях выпускник ХАДИ начинал с должности механика в СУ‑904.

– Женя, – ​первым делом обратился начальник управления Николай Ильич Козмиренко, – ​в Тюмени застоялась колонна. Там экскаватор, три бульдозера, автогрейдер, два самосвала, бензовозы, жилые вагончики на санях, куча разного оборудования, в том числе сварочный агрегат. Плюс две емкости с соляркой – ​тоже на санях. Значит, так: сейчас садишься в лайнер, долетаешь до областного центра... С сего момента ты, главный механик, являешься командиром санно-тракторного отряда. Прибыл – ​и немедленно выдвигаетесь на своем ходу курсом на Сургут.

Шинкаренко засмеялся. Сквозь хохот едва выговорил:

– А у вас тоже вся спина белая!

– При чем здесь моя спина? – ​разгневался шеф.

– Как же... 1000 «кэмэ» пути по болотам... собственным ходом... Знаю же, розыгрыш. Сегодня 1 апреля – ​День дурака...

Без всяких дураков тогда, 1 апреля 1965 года, санный отряд выдвинулся по маршруту Тюмень – ​Тобольск – ​Уват – ​Горноправдинск – ​Лемпино – ​Нефтеюганск – ​Сургут. Вторым отрядом, следующим по маршруту Тюмень – ​Тавда – ​Междуреченск – ​Урай, командовал главный механик СУ‑905 Федор Фертов. Первая серьезная водная преграда – ​река Иртыш. Когда-то здесь утонул основатель Сибири, лихой казак Ермак Тимофеевич – ​его потянули на дно тяжелые воинские доспехи. Экскаватор с гусеницами-лаптями – ​это вам не сабля да кольчуга, поди-ка весит тонн двадцать. Выдержит ли расслабленный от весенних потеплений лёд? Поехали! Впрочем, ехала машина, а механик топал рядышком, держась за поручни.

Ещё до середины водоема не дошли, как затрещал ледовый панцирь. Он прямо-таки прогнулся. Рухнет в сие мгновение – ​и долго будешь думать, от чего умер. В наши дни голова ветерана белым-бела, но первая седина появилась, кажется, именно в момент форсирования Иртыша. Проскочили реку, и все же экскаватор решили оставить в Тобольске, так как впереди природа наверняка оборудовала множество засад: реки Демьянка, Большой Салым, Малый Балык, Большой Юган, Юганская Обь. Однако счет потерям уже открыт: за Уватом лег набок бензозаправщик «МАЗ». Машину вел опытнейший водитель Коля Волков. Но не справился с управлением. Сами попробуйте справиться! Обочины зимника не указаны, да и нет их, обочин. На сантиметр оступился – ​и ты в болоте. Нынче трассы оборудованы вертикальной и горизонтальной разметкой, барьерные ограждения, дорожные знаки. При всем при том, увы, фиксируется бесчисленное количество ДТП. А тогда...

Бензовоз набоку – ​полбеды. Так ведь и топливо вылилось. Послали Волкова в обратный путь до Увата за пополнением запаса. Заправился и догнал колонну.

– Молодец, Коля! – ​похвалил командир пробега. – ​Быстро сгонял!

Волков и впрямь сработал оперативно, не прибегая к традиционным отговоркам. Вдруг клюнул носом бульдозер – ​и мгновенно ушел в недра по самую кабину.

...Перепутье: в разных направлениях испещрена снежная плоть. Авангардный «ЗиЛ» тормознул.

– Командир, – ​озадачился водитель Василий Баишев, – ​по какой дороге поедем дальше? Где тут большак – ​ну... это... шлях, по-вашему?

Спросить бы кого. Но ни души вокруг. Буровики торили тайгу вдоль и поперек, судя по насту, с месяц назад. С тех пор больше никто не появлялся.

– Совсем как в сказке, – ​пробурчал Шинкаренко. – ​Налево пойдешь – ​коня потеряешь, направо пойдешь – ​жизнь потеряешь, прямо пойдешь – ​жив будешь, да себя позабудешь. Выбор небогат. Дуй прямо.

Судили-рядили рано утром. Ехали весь день. А чего ж: под гусеницами лежала территория, равная по площади Австрии. К вечеру добрались... до никуда. Вернее, пришли к буровой вышке. Мужик – ​верховой – ​скрестил над головой руки, мол, впереди дороги нет. В момент погружения в недра обсадных труб не до базара, варежку не разинешь. Но беда не ходит одна – ​боится. Поэтому продолжали блудить. День, второй, третий... Впоследствии проанализировали: сначала «качнулись» вправо от ныне действующей трассы Р‑404, а потом значительно левее. Как там у Гоголя: чёрт кругами водит.

А на базе потеряли людей: уже давно бы должен прибыть отряд. На поиски бросили вертолет Ми‑4 и самолет Ан‑2. С «кукурузника» и заметили «робинзонов». Связь открылась в Лемпине. Местный радист старался:

– База, база! Я – ​Лемпинград, прием!

«Лемпинград» – ​то ли прикалывается, то ли и впрямь позывной пароль мастера эфира.

Связь восстановлена. Шинкаренко доложил обстановку.

– Вот только явитесь, – ​гаркнула база, – ​получите на орехи. Тут такие дела завязываются, а они, понимаешь ли, раскатываются, словно кони по Бродвею.

При чем тут кони и Бродвей, база уточнять не стала. Раскатывались, конечно. И навыков нахватались. Вскоре пошли на второй санный марафон – ​и уложились в 9 дней вместо прежних двенадцати. Прибывшая техника в тот же день, 12 апреля, приступила к строительству автомагистрали Нефтеюганск – ​Сургут. Другим составом машинистов. Трассу протяженностью 71 километр построили за 4 года. Она соединила основные месторождения в окрестностях этих городов: Западносургутское, Усть-Балыкское, Салкинское и Федоровское.

– Во-первых, столкнулись с тем, что не нашли ни отечественного, ни мирового опыта прокладки дорог в условиях сплошных болот. Причем каменных материалов под рукой нет. Зато пластами до шести метров залегает торф. Его и решили применять. Ученые из Союздорнии, Гипротюменнефтегаза, ТюмИСИ и СибАДИ разработали и обосновали технологию, – ​комментирует Евгений Федорович. – ​Короче, выкручивались.

Да, торф стал конструктивным элементом земляного полотна. Он промораживался, уплотнялся и оставался в нижней части будущей автомагистрали. Её тело из намывных песков укладывали на торфяной слой в рубашке из нетканого материала (дорнита). Проблему отсутствия пригодных грунтовых карьеров решили земснарядами. Пульпу на расстоянии до 20 километров транспортировали устройством промежуточных дожимных гидронасосов. Таким образом, настала новая эпоха дорожного строительства.

...Шинкаренко руководил строительством автомагистрали Тюмень – ​Тобольск – ​Ханты-Мансийск. Трасса зовет впред. Прорублены просеки, поставлены реперы, определены вершины углов, взяты тангенсы. Горячие были деньки: за смену (11 часов) укладывали в полотно дороги до 8 тысяч кубометров грунта из боковых резервов. И Родина отблагодарила. Шинкаренковский орден Трудового Красного Знамени мы уже упомянули. Машинист автогрейдера Владимир Патиенов стал лауратом Государственной премии, скреперисту Анатолию Гордееву дали премию ВЦСПС, бригадир Александр Дьяченко награжден двумя орденами Трудовой Славы. Экскаваторщики Эдуард Пачевский и Анатолий Лушников удостоены высокого звания «Заслуженный строитель Российской Федерации». Не забыты бригадиры асфальтоукладочных комплексов Владимир Смирнов и фронтовик Иван Дебков.

– Летит время, – ​вздыхает Шинкаренко.

Когда слышу известную идиому, всегда ввожу поправку из Талмуда, где утверждается, что не время летит, а мы порхаем. Ветеран Евгений Федорович ныне ас на даче: работ на круглый год – ​копать, сеять, полоть, убирать урожай. Он всё делает сам. Даже компоты готовит по собственным рецептам. Ах, а какова была вишнёвка!

В прежние времена именно здесь проводились дружеские встречи соратников. 80 лет, ясный перец, отмечали в ресторане: произносили тосты за счастливый шлях. Евгения Федоровича поздравляли ученики. Владимир Шамраев поступил к нему механиком – ​стал начальником крупнейшей «минтрансстроевской» автобазы № 100; Анатолий Терентьев пришел мастером – ​дошел до заместителя директора ДРСУ, Владимир Сундиков, оформившись прорабом, поднялся до главного инженера управления; Геннадий Лаптев, придя руководителем ПТО, возвысился до генерального директора ОАО «ТОДЭП». Александр Лейс оформился мастером – ​стал генеральным директором ОАО «Тюменьдорстрой», ныне депутат Тюменской городской Думы. Бывший инженер Валерий Головлев, приняв из рук Евгения Федоровича эстафетную палочку – ​точнее, кресло, – ​возглавил СУ‑932.

Поздравляем трассовиков с наступающим отраслевым праздником. Счастья, радости, здоровья! Да убережёт Господь ваш жизненный путь от лихих поворотов и опасных обочин.


24830