В Тюменском театре кукол с размахом и неповторимым, свойственным только этой труппе колоритом отметили 70-летие. Рожденный сразу после Победы, в декабре 1945 года, он стал любимым учреждением культуры для нескольких поколений тюменцев.
Едва войдя в фойе, мы сразу же попали в сказку. Одни куклы, подобно героям легендарного «Необыкновенного концерта», выступали с музыкальными номерами. Другие встречали гостей и хотя стояли неподвижно, казалось, еще чуть-чуть, и они оживут, а пока просто наблюдают за собравшимися. Случайных людей в этот вечер не было, только старые друзья. Специально по случаю юбилея приехали те, кто творил историю театра, – режиссеры Анатолий Тучков, Григорий Гольдман, художник Татьяна Терещенко, один из самых именитых кукольников нашей страны Станислав Железкин. Все они в разные годы создавали спектакли, очередь на которые выстраивалась в кассу на улице. Михаил Хусид (главреж 1978-80 года) давно живет за границей, но современные технологии позволили связаться с ним по скайпу, и он передал привет.
Если театр начинается с вешалки, то закулисье – с уборщицы. Или она сама себя назначила руководителем и решила придумать сценарий праздника. Главный режиссер Тюменского театра кукол Сергей Грязнов, легко перевоплотившись в эту эксцентричную даму, ворчливо гонял монтировщиков, не знающих, куда поставить загадочный ящик. Пока спорили, по какой схеме пройдет юбилей, руководящую роль на себя взяли куклы. Впрочем, на них вся надежда, здесь все зависит от них.
Торжественная церемония с поздравлениями и награждениями прерывалась концертными номерами. Актеры-кукловоды работали и в свой праздник. Но ведь их работа заключается в том, чтобы дарить радость другим, а их призвание – играть в куклы до старости, которая, впрочем, им не грозит, поскольку в душе они остаются детьми.
Поздравляя труппу, первый заместитель губернатора Наталья Шевчик отметила, что без театра кукол невозможно представить культурную жизнь нашего региона. Она вручила награды губернатора заведующей музыкальной частью Ольге Двининой, актрисе Ларисе Шереметьевой, а также всему коллективу во главе с директором Василием Пустыльниковым. Депутат Тюменской областной Думы Алексей Салмин назвал основной задачей театра воспитание будущих поколений граждан нашей страны, прививая им понимание добра и зла. Благодарственное письмо от областного парламента получила актриса Альфия Загретдинова. Заместитель главы администрации Тюмени Вера Соловьева пожелала, чтобы чудо соприкосновения с магией, оживляющей кукол, оставалось со зрителями на долгие годы.
В этот вечер звучало много теплых слов, награждали тех, кто находится на сцене, и тех, кто остается в тени: администраторов, реквизиторов, кассиров, бутафоров. Все они делают одно большое, важное дело. Председатель Тюменского отделения СТД России Владимир Орёл объяснился театру в любви, признавшись, что она возникла после первого же увиденного им спектакля, и передал награды от председателя СТД России Александра Калягина его коллегам Ирине Кузиной, Ларисе Шереметьевой и Вадиму Еременко. Позднее, уже после официальной части, Владимир Васильевич продемонстрировал и свои прекрасные вокальные данные. А до этого зрителей порадовали отрывками из постановок «Бобик в гостях у Барбоски» и «Африкана-на-на». А еще веселым парадом сказочных героев, где у всех был свой лозунг, вроде «Каждому волку по Красной Шапке».
Приехавшие гости с удовольствием прогулялись по закулисью, вспомнили старые добрые времена. Так, главный режиссер театра в 1996-99 годах Григорий Гольдман рассказал, как они с женой были заняты на репетиции, а их маленький сын спал в коляске под присмотром вахтерши. По сути, он сделал здесь первые шаги. Порадовался Гольдман тому, что возродили его постановку «Подменыш» по сказке шведской писательницы Сельмы Лагерлеф. До него никто не брался за такой непростой материал. Сохранилась и кукла из спектакля «Дон Гуан», ее, кстати, делали с него. Вдохновившись, Гольдман прочел финальные строки оттуда, оказывается, осталось и музыкальное сопровождение.
С 1980-го по 1986 год главным режиссером был Анатолий Тучков. Именно он выпустил постановку «Забыть Герострата» по пьесе Горина, тем самым привлекая в зал взрослую публику. Особенно ее любила молодежь. Потом благодаря фестивалям пьеса приобрела всесоюзную известность. Работы Тучкова не раз отмечались дипломами на различных конкурсах. И хотя прошло 30 лет, он помнит те дни, словно все было накануне. Как кипела творческая жизнь, как он с актерами практически ночевал в театре, дабы не упустить чего-то важного, не прерывать процесс. Может, в этом и есть залог успеха.
Станислав Железкин вывел еще одну аксиому – если не относиться к детскому театру с достоинством, то вырастет потерянное поколение. Василий Пустыльников убедил его и других коллег в том, что «нашему театру уделяется достаточно внимания». Помогли организовать юбилей, осуществили ремонт и открытие малой сцены. Труппа же в свою очередь готова и дальше работать с полной отдачей, а значит, наши дети будут приходить сюда снова и снова.