Хронический наркоман зверски убил пожилую женщину, чтобы раздобыть деньги на очередную дозу...
Почти по Достоевскому
В своем бессмертном «Преступлении и наказании» Федор Михайлович глубоко и всесторонне исследовал психологический портрет Раскольникова. Но даже такой гениальный писатель вряд ли мог предположить, что, спустя многие десятилетия, в далекой Тюмени появится осколок его главного героя. Что некто Анатолий Пришлов*, наркоман со стажем, снова возьмет в руки топор и безжалостно убьет ни в чем не повинную старушку. И не затем вовсе, чтобы найти ответ на вопрос: «Тварь ли я дрожащая?» – а по причине куда более дешевой и прозаической: где взять денег на очередную дозу героина.
Теплым летним днем возле многоэтажного жилого дома по улице Холодильной в областном центре появился неприметный молодой человек. Даже при беглом взгляде на него можно было догадаться, что мужчина испытывает явное недомогание. Потухшие глаза на бледном лице время от времени оживлялись слабой надеждой и быстро гасли, окурок сигареты мелко дрожал в тонких негнущихся пальцах, а пластика движений давала повод предположить, что человек словно весь чешется изнутри.
Анатолия Пришлова не по-детски колбасило по вполне банальной причине: началась наркотическая ломка всего организма – так называемый абстинентный синдром. И надо было срочно найти деньги, чтобы избавиться от болей и вновь ощутить сладкий приход волшебных ощущений.
Металлическая дверь в подъезд оказалась заперта, но Пришлову повезло – его впустила какая-то женщина. Нужную квартиру Анатолий нашел сразу, и дверь ему открыла хозяйка, 79-летняя Зинаида Сергеевна. Они и прежде были немного знакомы, поскольку в том же подъезде у Пришлова жили родственники. Услышав, что Анатолий не застал их дома, пожилая женщина любезно предложила гостю пройти в комнату и дождаться их прихода. Сама тоже присела на стул, завела неспешную беседу.
– Теть Зин, дайте мне денег взаймы! – нервно прервал хозяйку Анатолий.
– Да откуда ж у меня? – слабо усмехнулась Зинаида Сергеевна. – До пенсии бы дотянуть, милок!
Пришлов криво поморщился. Окинув взглядом тщедушную фигуру женщины, он решил действовать без промедления.
Тишина за порогом
Топор нашелся почти сразу, в углу ванной комнаты. Когда Пришлов снова возник на пороге, Зинаида Сергеевна по-прежнему сидела на стуле. Она не успела ни испугаться, ни охнуть. Обух топора дважды опустился на ее седую голову. Тело бедной женщины рухнуло на пол. Пришлов склонился, убедился, что пульса нет, и суетливо принялся обыскивать жилище.
Деньги в сумме 1800 рублей обнаружились именно там, где их обычно хранила домохозяйка – на стареньком комоде. Рядом лежали ключи от дверей квартиры и подъезда. Пришлов заметил, что в уютной квартире пенсионерки стоят сразу два телевизора: оба импортные, с пультами дистанционного управления. Один из телевизоров даже удалось упаковать в фирменную коробку, на дне которой лежали паспорт и гарантийный талон.
Уже подойдя с коробками к порогу, Пришлов вернулся к домашнему телефону и набрал номер сотовой трубки своего приятеля-наркомана: предупредил, что вскоре придет с добычей. Тот обещал подсуетиться и подготовить достойную встречу.
Прежде чем выйти, Пришлов долго отмывал в ванной топор, затем, так и не придумав, как от него избавиться, спрятал в туалете, за унитазом. Чутко прислушивался к звукам на лестничной площадке. Потом осторожно вышел и мягко закрыл дверь на ключ.
Сюда он придет еще раз, но чуть позднее, чтобы увезти телевизоры. Один из них он продаст практически за полцены водителю «газели», а другой – торговцу на рынке. Этих денег хватило на покупку нескольких доз героина. Ни о чем ином душа не болела.
Плата по счетам
Тело убитой женщины обнаружил на следующий день ее взрослый сын, живший с семьей отдельно. А позвонила ему соседка Зинаиды Сергеевны, которая по вечерам обычно приходила к ней в гости, но была встревожена тишиной за дверью.
Судмедэксперт сделал вывод: смерть наступила в результате тупой травмы головы в виде переломов костей свода и основания черепа.
Нашлись свидетели, которые видели, как Пришлов дважды в тот день приходил в указанный дом. Но прошло еще несколько недель, пока сыщикам удалось выйти на след убийцы. Его задержали во время очередного рейда по наркопритонам, и выглядел он крайне плохо: темные круги под глазами, замедленная реакция на происходящее...
В ходе предварительного следствия Пришлов добровольно, в присутствии понятых и адвоката, подробно рассказал о том, что именно произошло в тот злополучный день в квартире дома по улице Холодильной в Тюмени. Он не скрывал, что находился в состоянии наркотической ломки, что ему срочно нужны были деньги на приобретение дозы, что непреодолимое желание совершить разбойное нападение и убить пожилую женщину возникло у него еще во время мирной беседы с хозяйкой.
Однако на суде Пришлов нервно заявил, что убийство потерпевшей совершил в ходе внезапно возникшей ссоры, на почве личных неприязненных отношений. А прежние показания, дескать, он давал под воздействием физического и психического насилия со стороны сотрудников правоохранительных органов. Старый и очень дешевый трюк.
Выяснилось также, что Пришлов состоит на учете в областном наркологическом диспансере, длительное время нигде не работает. Кроме того, набрал большую сумму в долг, расплачиваться по которому пришлось его родителям. А еще он приноровился выносить из отчего дома и продавать за бесценок барыгам дорогие вещи, бытовую технику, посуду. Из гаража родственницы бесследно исчез комплект зимней резины для автомашины. К тому же перед самым задержанием Пришлов был привлечен к суду за хищение чужого имущества.
В итоге, у федерального судьи не осталось и тени сомнений в виновности подсудимого. Суд назначил Пришлову наказание в виде лишения свободы сроком на 14 лет 10 месяцев, а в результате присоединения не отбытого наказания по приговору Центрального районного суда окончательный срок лишения свободы составил 15 лет с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Гражданские иски потерпевших о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда удовлетворены полностью.