Лидеры парламентских партий подвели итоги Единого дня выборов
По итогам выборов 13 сентября «Единая Россия» подтвердила свое лидирующее положение. Партия власти получила подавляющее большинство мест в региональных парламентах, ее кандидаты выиграли в первом туре 20 губернаторских кампаний (только в Иркутской области предстоит второй тур), взяли большинство мест в городских Думах региональных столиц.
Выборы в региональные законодательные собрания «Единая Россия» выиграла по спискам практически везде, получив от 52 процентов в Костромской области до 74 процентов в Воронежской области. Единственное исключение – Новосибирская область, где единороссы получили только 44 процента. В этом регионе зафиксирован лучший результат КПРФ – 24 процента голосов.
Развернуть столь широкий электоральный плацдарм коммунисты смогли благодаря мэру Новосибирска коммунисту Анатолию Локотю и грамотной работе с элитами, открывает тему «Лента.ru».
В остальных регионах лучшие результаты КПРФ – 14,4% в Костромской области; 13,6% – в Курганской; 13% – в Белгородской; 12,9% – в Рязанской.
Главная новость в том, что коммунисты далеко не везде оказались вторыми. В Челябинской области их обогнала «Справедливая Россия» (без малого 16% голосов), в Калужской области – ЛДПР с 10%, в Курганской (13,6% против 13,2%) выиграла ЛДПР.
В Коми коммунисты и вовсе пришли к финишу четвертыми, уступив и эсерам, и либерал-демократам. При этом в Коми и Калужской области в бюллетене были «Коммунисты России», собравшие по 3-4% (по всей видимости, они оказались эффективными спойлерами против КПРФ). У «Коммунистической партии за социальную справедливость» (КПСС) это получилось хуже: в Магаданской области она набрала всего 1,6 процента. КПСС, таким образом, не получила федеральной квалификации и не сможет без сбора подписей выдвигаться на выборах в Госдуму 2016 года.
Наиболее удачную для себя кампанию провела «Справедливая Россия». Партия прошла во все 11 региональных парламентов, показав максимальный результат в уже упомянутой Челябинской области (почти 16 процентов). Эсеры также хорошо сыграли в Магаданской области (13,5 процента), в Коми, Костромской, Курганской и Новосибирской областях (везде по 10 процентов).
Накануне выборов перед руководителем штаба партии депутатом Госдумы Александром Бурковым была поставлена задача – везде преодолеть проходной барьер: это стало условием сохранения его на посту, входит в подробности «Коммерсантъ».
Правда, не все потенциальные претенденты на попадание в Госдуму‑2016 выступили успешно. В Краснодарском крае депутат Госдумы справоросс Андрей Руденко набрал на губернаторских выборах всего 3,18% голосов. В Ростовской области первый зампред фракции Михаил Емельянов, трижды избиравшийся в Госдуму в одномандатном округе, получил на губернаторских выборах 5,03% (он связывает это с ужесточением административного ресурса – в одном из районов, к примеру, губернатор набрал около 95%). Оба справоросса фигурируют в списке перспективных одномандатников в Госдуму‑2016 по версии близкого к Кремлю фонда ИСЭПИ.
То же можно сказать и о коммунистах. «Железные кандидаты» от КПРФ в регионах также не дотянули до показателей думских выборов 2011 года, но партия не намерена делать кадровых выводов.
«Если применили административный ресурс и мы не показали достойного результата под 50%, мы не ставим вопрос о кадровой замене: мы знаем, что все выкладываются. Возьмите Татарстан. Там выкладывайся, не выкладывайся – все равно. Кемерово – то же самое, явка нереальная», – пояснил зампред ЦК КПРФ депутат Госдумы Валерий Рашкин.
Главное, считает Рашкин, что в Смоленской, Иркутской областях и Республике Марий Эл ситуация показала: «Созрел запрос на альтернативность». «В городах «коалиция» – имеется в виду Компартия, «Справедливая Россия», ЛДПР – набирает больше, чем действующая власть».
При этом ЛДПР прыгнула выше психологического десятипроцентного барьера только в Курганской области, где партия получила 13,6 процента голосов. В остальных регионах высокий результат либерал-демократов – порядка 10 процентов (Магаданская область, Калужская, Новосибирская) и ниже.
Лидер партии Владимир Жириновский в качестве «паровоза» возглавлял списки партии во всех регионах, но это не привело к выдающимся результатам: ЛДПР только подтвердила, что в целом проходит в парламенты и оспаривает статус третьей партии у «Справедливой России». Возможно, сказывается не то чтобы усталость электората от Владимира Жириновского, а привыкание к нему.
Фиаско потерпели малые партии. Ни одной фракции не сформировали «Патриоты России», хоть и участвовали в выборах в 9 регионах из 11. Более того, результаты у них откровенно низкие: менее одного процента голосов в Белгородской, Воронежской, Костромской, Новосибирской областях, в остальных – между 1 и 2 процентами. Партия «Родина» получила 2,48% в Коми, 1,4% – в Курганской области.
Для «Яблока» 2,4% в Новосибирской области стали самым лучшим результатом кампании – в остальных регионах меньше. «Зеленые» получили в Новосибирской области 1,4%, в Костромской и Рязанской – меньше.
Успешным для «Яблока» Александр Пожалов называет не только прохождение в горсовет Владимира, гордумы Томска и Костромы, но и опережение в Костроме ПАРНАС на выборах в облдуму – из этого он делает вывод, что коалицию демократов нужно пытаться перед думскими выборами‑2016 строить на основе «Яблока».
Директор по исследованиям ИСЭПИ Александр Пожалов отмечает, что первыми из «малых партий» оказались «Патриоты России» – они получили около 30 фракций на муниципальном уровне в разных регионах. Около 15 фракций в муниципалитетах получили и «Коммунисты России» (в Калужской, Костромской, Ульяновской областях и Республике Коми за счет преодоления трехпроцентного барьера на выборах в заксобрание они смогут участвовать в думской кампании 2016 года без сбора подписей). Для «Пенсионеров за справедливость» выигрышными стали около шести муниципальных кампаний, в том числе во Владимире и Липецке, для «Родины» – в пяти-шести.
В понедельник лидеры парламентских партий обсудили итоги региональных выборов на площадке ТАСС и поругались между собой. Владимир Жириновский и Геннадий Зюганов заявили о подтасовках результатов голосования на губернаторских выборах в Амурской области и Республике Марий Эл, а секретарь генсовета ЕР Сергей Неверов упрекнул коммунистов в сотрудничестве, страшно вымолвить, с ПАРНАС в Костроме.
Свара между политиками началась с первых же минут. Зюганов и Жириновский в кои-то веки скооперировались и попытались атаковать Неверова, олицетворявшего в их глазах административный ресурс и вообще власть.
Лидер Компартии выразил возмущение итогами выборов в Республике Марий Эл, глава которой Леонид Маркелов едва избежал второго тура, набрав немногим более 50% голосов. Кандидат КПРФ Сергей Мамаев получил 32%.
«В Марий Эл в половине двенадцатого ночи отключили систему (подсчета голосов), и, как в сказке, к утру плохие бюллетени поменялись на хорошие для губернатора», – негодовал Зюганов. Возмущала его и ситуация в Омской области. По словам Зюганова, если бы выдвиженца партии Олега Денисенко не снимали с выборов, из-за чего он потерял время, прежде чем его восстановил Верховный суд, результат был бы совсем другой. А так губернатор Виктор Назаров выиграл в первом туре.
Особой радости по поводу того, что в Иркутской области – первом регионе, где с момента возвращения прямых губернаторских выборов состоится второй тур – вышел кандидат КПРФ Сергей Левченко, Зюганов не выражал.
Закончив с губернаторской тематикой, лидер КПРФ перешел к партийной, а именно: слишком большому количеству зарегистрированных партий.
«Зачем нужно было разгонять их число до семидесяти с лишним? В итоге пятьдесят партий приняли участие в выборах, а их знать никто не знает! Это очередная политическая дурилка!» – возмущался коммунист.
Требования к регистрации партий, позволяющие создавать политические силы при наличии лишь 500 человек, давно вызывают раздражение левых, которые считают (и небезосновательно), что появляется целый ряд спойлеров, отнимающих голоса у КПРФ. Впрочем, коммунисты в своем раздражении не одиноки – с критикой действующего партийного законодательства выступают также СР и ЛДПР.
«Главный вывод нынешнего избирательного цикла заключается в следующем: идея господина Медведева «пусть расцветут сто цветов» не дала никакого урожая. Остался костяк – четыре парламентские партии. Остальные просто растаскивают голоса», – подхватил наболевшую тему лидер СР Сергей Миронов. Он атаковал Дмитрия Медведева, который еще в бытность президентом инициировал упрощение правил регистрации партий. Миронов мог себе позволить этот смелый выпад: все ж таки это не Владимир Путин придумал либерализовать партийные правила игры, ерничает «Газета.ru».
Владимир Жириновский во время выступления несколько раз срывался на крик – возможно, по привычке. Лидера ЛДПР повергли в негодование результаты выборов в Амурской области, где врио губернатора Александр Козлов, так же, как и его марийский коллега, едва преодолел 50-процентный барьер. Второе место по итогам кампании занял кандидат ЛДПР Иван Абрамов.
«Шесть часов ночью не работали компьютеры (при обработке данных с избирательных участков). Во всем мире работали, а здесь нет, – возмущался Жириновский. – В Благовещенске (столица Амурской области) наш кандидат набрал 40%, а Козлов – 30%. А в сельских районах за нашего кандидата 4% проголосовали. Да не может такого быть! Переписали за ночь протоколы! Я позвонил президенту страны – он об этом знает. Чуров знает, ФСБ знает. Вы, Сергей Иванович (Неверов), вытащили за волосы этого Козлова».
Российскую демократию либерал-демократ сравнил с лебедем, раком и щукой, где лебедь, разумеется, ЛДПР. «Мы вытянуть все это в небо, конечно, не можем, потому что рак – КПРФ – тянет в прошлое, щука – «Единая Россия» – прячется под водой. И «Справедливая Россия» там химичит – бензин в двигатель подливает».
Выслушав претензии оппонентов, в атаку пошел Сергей Неверов. Он привел в пример ситуации, когда высокие результаты на губернаторских выборах получали кандидаты от оппозиции: например, эсер Константин Ильковский на выборах в Забайкалье в 2013 году и коммунист Вадим Потомский на выборах в Орловской области в прошлом году. «Вы нас обвиняете в том, что у нас монополия на власть. А у вас монополия на оппозицию. Не хотите пускать никого!»