У каждого поколения свои кинокумиры. Неизбежные и отрадные примеры для подражания. Мальчишки сороковых бредили приключениями трофейного Тарзана, приёмыша диких обезьян. Сколько ушибов от падений с деревьев заживало на коленках наших будущих родителей! Нам, мальчишкам семидесятых, выпало счастье упиваться подвигами Зорро, таинственного мстителя, вступавшегося за бедняков. Сколько стен и дверей страдальчески несли на себе загадочную букву Z, начертанную мелом, а в худшем случае – гвоздём. Нынешние пацаны томятся в сладком плену у Бэтменов, Железных человеков и прочих поборников социальной справедливости, рождённых литературными и кинематографическими властителями дум.
Взрослея, все мы (или почти все) без сожаления расстаёмся с этими сказочными персонажами, но отнюдь не прощаемся с присущей всем нам жаждой справедливости. Все мы, включая скептиков и законченных циников, по-прежнему, ищем воплощение затаённой мечты о справедливом мире на сей раз под обложкой серьёзных романов или...детективов. И еще, пожалуй, в залах судебных заседаний.
Герои Александра Дюма (граф Монте-Кристо), Агаты Кристи (Пуаро) и сэра Артура Конан-Дойля (Шерлок Холмс) вкупе с прочими менее значительными персонажами на весьма продолжительное время становятся для нас земным орудием божественного возмездия за недостойные деяния. Ну, а в заключительном действии нашей жизненной пьесы (если дотянем) главным героем (небесным Зорро) станет непосредственно тот (Христос, Будда, Аллах, Иегова), на чей промысел, на чью помощь все мы сознательно или бессознательно уповали всегда через прежних литературно-кинематографических посредников.
Однако Бог-то Бог, да сам не будь плох. Сообразно этой старинной поговорке поступили когда-то иудеи, покинувшие египетский плен по своей и божьей воле. Однако прежде чем получили они за свой подвиг землю обетованную, пришлось им под водительством Моисея сорок лет нарезать круги по пустыне. И дело не в том, что ребята заблудились, а в том, что нужно было народиться и вырасти поколениям, не познавшим рабства.
Три десятка лет прошло и на российской земле с того момента, когда в 1985 году наш Мойше Горбачёв объявил исход «совков» из идеологического плена. Еще десяток лет, и наши внуки очутятся в другой стране. Наверняка они будут жить по-другому, без боязни стать жертвами несправедливых репрессий, без поклонения ложным авторитетам, с уверенностью в своих силах и возможностях.
И кое-какие предпосылки к этому уже намечаются. Скажем, в журналистике.В книге Владимира Познера «Прощание с иллюзиями» находим несколько принципиальных различий между российскими и американскими рыцарями пера.
«Американская журналистика, – размышляет автор, человек с уникальной судьбой, наделившей его равной любовью к двум нациям, к двум континентам, – имеет один-единственный долг – информировать. Это превыше всего...». Далее приводится пример с выкраденными морпехом Дэниэлом Эллсбергом «пентагоновскими бумагами», из которых явствует, что взрыв корабля в Тонкинском заливе был преднамеренной президентской ложью для развязывания войны во Вьетнаме. Этот факт стал серьёзным ударом по престижу США. Несмотря на неоднозначность оценки этого поступка, редакция газеты «Нью-Йорк Таймс» опубликовала эти сведения, «исходя из твёрдого убеждения: если пресса становится обладателем важной для народа информации, она обязана эту информацию сообщить». (Хотя справедливости ради заметим, что Сноуден сегодня уже не смог этого сделать внутри своей страны, и вынужден был спасаться бегством).
Для нашей журналистики этот вынос сора из избы почти немыслим. Многочисленные ведомства обросли своими пресс-службами, пулами, карманными журналистами, дающими широким массам дозированную информацию для служебного пользования. А редкие прецеденты, когда кто-то совался в чужую епархию, завершались трагически (гибель Димы Холодова, к примеру). Или сопровождавшая правдоруба Андрея Дмитриевича Сахарова всю его жизнь репутация городского сумасшедшего.
Но время идёт. Всё ближе библейская дата – сорокалетие блужданий по пустыне. И вот уже молодая поросль тележурналистики задаёт тон правильного отношения к профессии. Горячий пример – «Ревизорро» на канале «Пятница».
Молодец, Лена Летучая! Наводит со своей командой шороху по стране, чтобы застенки общепита превратились в храмы здоровья. Лихо заглядывает в холодильники, где сплошь нарушаются нормы хранения продуктов. Проверяет наличие туалетной бумаги. Радуется отсутствию пыли под столами и пятен на гостиничных простынях. Народ уже обожает своего ревизорро за искреннее и бескомпромиссное стремление сделать жизнь людей лучше. Пусть боятся ее грязнули и неряхи! Пусть яростно сопротивляются бракоделы и шулеры! Именно такой должна быть журналистика. Глядишь, скоро вся пресса перестанет выполнять рекламные услуги и займётся, наконец, своими прямыми обязанностями. Информировать. Да что там пресса! Уже и юстиция зашевелилась. Даёшь «зорро» в каждый дом!
Гляжу на наших «прокурорро» и «роспотребнадзорро» и просто диву даюсь. Вам бы, ребята, заняться вот так же ЖКХ, стройками, судами, чиновными проектами – гласно, под видеокамеру, невзирая на лица... Чтобы преступников не выпускали из тюрьмы раньше срока за то, что хорошо заправляют кровать начальника тюрьмы. Без ажиотажа, буднично, с профессиональной беспристрастностью. Но без фанатизма. Чтобы без «дела врачей», без «павликов морозовых». Грязи хватает не только на ресторанных кухнях, но и на политических... Да где там! Были герои, царствие им небесное! Спят с пулею в спине... Хотя во избежание гнева народного пару бояр на вилы бросят. До китов дело вряд ли дойдёт. Но лиха беда начало...