В воскресенье, 23 августа, в 10.00 телеканал ТВЦ представляет зрителям премьеру документального фильма «Валерий Чкалов. Жил-был лётчик».
Ранним утром 15 декабря 1938 года Валерий Чкалов приехал на Ходынский аэродром, предстояло испытать на взлёт новый истребитель И-180. В полетном задании было написано: пройти один круг и вернуться на аэродром. Но лётчик решил пойти на второй круг, и мотор заглох. Чкалов упорно старался запустить двигатель, но бесполезно. До последней секунды он пытался спасти самолёт... Версий о гибели Чкалова множество, но ни одна не проясняет ситуацию до конца. Авторы документального фильма считают, что жизнь и смерть Чкалова – это история необычного лётчика, который всегда пытался действовать вопреки правилам и приказам, выходить за пределы возможного.
Путь в небо у будущего советского воздушного аса начинался...с воды. Всё решил случай. Однажды 15-летний уроженец Нижегородской области – кочегар парохода «Баян» – вышел на палубу и увидел, как с Волги в небо взлетела диковинная машина с крыльями и поплавками. С тех пор он заболел авиацией. Упрямый и настойчивый, Валерий Павлович закончил четыре летных школы!
Вот что рассказывает в фильме «Валерий Чкалов. Жил-был лётчик» биограф Чкалова Вячеслав Федоров:
– Ему не надо было ничего учить, он соображал мгновенно, реакция была хорошая. Понимаете, он родился лётчиком, то есть с теми психическими и физическими качествами, которые должны быть присущи лётчику.
Энергии Валерия Павловича хватало на всё. Он везде – первый: в футбольной схватке – лучший нападающий, в самодеятельном театре играет главные роли. С комсомолом, правда, вышла промашка. Его приняли, а потом исключили временно на шесть месяцев. Уж больно не любил собраний, манифестаций и прочей политической суеты. Он был совершенно аполитичный человек. Но без комсомола в то время было нельзя, так же, как и без партии, членом которой он стал только после героического перелёта из Москвы через Арктику на Камчатский остров Удд. На какой шаг решился тогда Георгий Байдуков, чтобы заставить Чкалова согласиться на этот перелёт? Как экипаж лишь чудом остался жив? Какое условие поставил «отец народов» для того, чтобы осуществился другой перелёт – в Америку? И почему Сталин признал Чкалова и, по сути, вознес на невероятную высоту? Ведь тогда рядом с Валерием стояли лучшие пилоты страны, первые Герои Советского Союза. Они показали себя в экстремальных ситуациях в Арктике, при спасении челюскинцев, были победителями в борьбе за мировые рекорды на скорость, продолжительность полетов... Может быть, потому задаются вопросом авторы картины, что пришло время новых героев, которые вышли из простого народа, были воспитаны советской властью и должны были стать примером для всех?
Так началась другая жизнь Валерия Чкалова – ясная, героическая... Но куда исчезнет прежняя биография, не очень-то подходящая для героя: тюрьмы, увольнения из армии и поступки, о которых лётчик хотел бы забыть?
А совершал ли он полёты под ленинградскими мостами, мёртвые петли над Невским проспектом и подлёт к линкору «Марат»? Или это лишь плод фантазии журналистов и режиссёра художественного фильма Михаила Калатозова?
Зрители документального фильма узнают необычную версию тех событий, которую предлагает историк авиации Владимир Король, сославшийся на слова лётчика Александра Матвеевича Муреева, служившего вместе с Чкаловым.
А вот насколько сильно любил выпить Валерий Павлович? Чем занимался во время вынужденного увольнения из армии и как заместитель начальника ВВС СССР Яков Алкснис помог ему снова встать в строй? Как тренировочный бой с Георгием Байдуковым едва не стал последним в жизни обоих лётчиков? Трудно ли сходились в работе знаменитый лётчик и не менее знаменитый конструктор Николай Поликарпов? И правда ли, что Чкалов предложил выпить на брудершафт самому Сталину?
Ответ на последний вопрос зрители услышат от легендарного Георгия Байдукова (в фильм вошло одно из последних интервью легендарного летчика):
– Сталин говорит: «Валерий Павлович, я хочу выпить за ваше здоровье!» Валерий Павлович налил фужер большой один, второй дал товарищу Сталину и сказал: «Товарищ Сталин, чего за мое здоровье пить? Вот за твое здоровье давай выпьем на брудершафт!» И они встают, обнимаются, руки перекрещивают. Сталин полный фужер осушил, поставил, а потом он его взял за шею, стал целовать и ведёт потихонечку к столу. Все онемели от такой сцены! Ну, кто мог так-то? Это только Валерий Павлович...