Туризм в Крыму поддержат вином и визами
В понедельник Президент России Владимир Путин провел в Крыму заседание президиума Госсовета, посвященное развитию туризма в России. Президиум проходил в санаторно-оздоровительном комплексе «Мрия», который построил Сбербанк. Осенью прошлого года Путин уже был здесь, и уже тогда комплекс выглядел более или менее завершенным, теперь же он в буквальном смысле сверкал великолепием.
За это время в Крыму вообще изменилось многое. И первое, что бросается в глаза, − цены. Гостиница, в которой год назад жили журналисты, подорожала в два раза. Ночь в санаторно-курортном комплексе обойдется примерно в 15 тысяч рублей. К слову, средний уровень зарплат в Крыму лишь немногим выше.
В ожидании президента гостиничный комплекс жил своей жизнью: отдыхающие ходили в халатах и сланцах, посещали процедуры и бегали в спортзале. Такая вольность передвижений во время приезда первого лица − редкость.
В отличие от отдыхающих, техника, видимо, работала на пределе. В пресс-центре, где обычно веет живительной прохладой, вышел из строя кондиционер. Сломался безнадежно. Журналисты, когда от духоты начинала кружиться голова, пересаживались поближе к распахнутым дверям. Отдышавшись, возвращались обратно к столам с компьютерами, входит в подробности «Лента.ru».
Самонадеянные люди, они не таскают с собой ноутбоки. Те, кто таскает, сразу перебрались в бар, где имелся монитор, поближе к народу.
В расположенном по соседству с пресс-центром конгресс-холле царило другое настроение, очевидно, кондиционеры там работали исправно. «Попутный ветер дует в наши паруса, есть команда, есть командир!» – с энтузиазмом говорил глава Крыма Сергей Аксенов.
Владимир Путин рассказал, что количество путешествующих по России за последний год выросло на 30%. Президент признал, что «роль играет и курсовая разница, и экономическая конъюнктура». Но нельзя не отметить и усилия регионов:
– Во времена СССР было шесть тысяч гостиниц, а сейчас – четырнадцать тысяч!
Разумеется, имелась в виду вся Россия, не только Крым. Президент предложил ввести единый реестр турагентов, «чтобы обеспечить прозрачность всего цикла турпродукта».
В вопросах развития внутреннего туризма Россия долгое время уступала конкурентам, резюмировал Путин. Если в Северной Америке, Азии и Европе количество граждан, отдыхающих в своей стране, достигает 80 процентов, то российские показатели значительно ниже. Причины очевидны: неразвитая инфраструктура и низкий уровень сервиса.
Но, по данным президента, «ситуация постепенно, медленно, но все-таки меняется». Количество путешествующих по России в 2014 году выросло почти на 30 процентов и достигло 41,5 миллиона человек.
К российскому туризму собираются приобщить и иностранцев. Владимир Путин готов рассмотреть «упрощение некоторых визовых формальностей, например, расширить практику применения группового безвизового обмена». Путин привел в пример опыт с Израилем: как только отменили визы, поток граждан Израиля в Россию увеличился в два с лишним раза.
Руководитель Федерального агентства по туризму Олег Сафонов сформулировал основную мысль, проходившую красной нитью по всему совещанию. «То, что мы видим сейчас в нашей сфере,– это процесс импортозамещения туристической отрасли!».
«Страны Евросоюза ввели по отношению к российским туристам обязательную дактилоскопию при получении виз. В ответ на этот явно недружественный шаг мы также планируем ввести подобную систему». Но тут же оказалось, что философия «око за око» – не его стиль: Сафонов выступил против подобных планов. При правильном развитии туризм мог бы привлечь иностранных гостей, став действенным инструментом «мягкой силы».
Президент поинтересовался у министра культуры Владимира Мединского, как обстоят дела с использованием финансовых ресурсов, предусмотренных на развитие учреждений культуры Крыма. Мединский уточнил, что речь идет о 1,6 миллиарда рублей, которые «до Крыма так и не дошли, зато детально расписаны вплоть до копейки!».
«А чего же не дошли-то? – удивился Путин. – Деньги-то где? Деньги?» – настаивал президент, получая туманные объяснения. Оказалось − в росписи Минкультуры распределить деньги помешала ликвидация Минкрыма.
Глава Республики Крым Сергей Аксенов, продолжает тему «Коммерсант», выступал так громко и энергично, что сначала можно было разобрать только отдельные слова: «Патриотизм... воспитание... семейный бизнес... не платят налоги... патентная система для самозанятых граждан ... жилье внаем...». Удалось расслышать, что до сих пор в тени находятся «квартиросъемщики, которые являются квартиросдатчиками», потому что налоговые органы не уполномочены контролировать их.
У Сергея Аксенова был свой рецепт привлечения туристов. Он намерен расширить использование винотерапии – лечения вином. Действуя решительно, глава Крыма предложил внести изменения в федеральный закон. «Результаты многолетних исследований ученых-медиков указывают на положительную роль вина в профилактике стресса, инфарктов и поражений кровеносных сосудов, влияющих на развитие ишемической болезни сердца». Аксенов напомнил, что винный туризм и пьянство − это все-таки разные вещи, необходимо по мере сил стремиться к тому, чтобы одно не перетекало в другое.
По взглядам присутствующих можно было понять, что глава Крыма берет на себя непосильную задачу. Заставить русского человека пить сухое вино под силу разве что титанам. Политики пьют в основном водку (пить коньяк всегда считалось не патриотичным), генералитет позволяет себе коньяк, хотя тоже предпочитает водку. Если кто-то вдруг захочет сухого вина (оно дежурно присутствует в «закромах» кабинетов), то не сразу найдешь штопор.
На Госсовете решалась государственная задача. Президент рассказал, что разговаривал с одним человеком и что тот поведал ему: лучше разрешить пить в учреждениях санаторного типа, потому что все равно «люди взрослые выходят за забор и покупают тяжелые некачественные напитки». Путин попросил прокомментировать инициативу Аксенова заместителя министра здравоохранения Татьяну Яковлеву.
– Что касается профилактики сердечно-сосудистых заболеваний – у меня глубокое сомнение...– осторожно произнесла она.– В санаторных учреждениях должно быть запрещено, но ввести такое понятие, как культурное виноупотребление,– возможно!
– Мудрено сказали...– резюмировал Путин.– Можете пояснить?
– В лечебных учреждениях нельзя,– после некоторого раздумья констатировала Яковлева.– А там, где отдыхают,– можно.
– Да, человек вышел за ворота – и все... Ну ладно, мы еще это аккуратно сформулируем...
Наблюдавшие за заседанием из бара натыкались на уведомление на барной стойке: «Уважаемые гости! В случае если вы желаете открыть приобретенные не в наших торговых точках напитки, услуга открытия напитков – платная. Вино и шампанское – 400 рублей. Коньяк и виски – 300 рублей. Водка – 300 рублей. Пиво –100 рублей. Безалкогольные напитки–50 рублей». Дискриминация налицо: открыть сухое вино стоит на сотню дороже, чем коньяк или виски.
Разумеется, все перечисленное есть и в самом баре. Разговор, надо ли разрешить пить в санаториях и пансионатах, очевидно, отстал от жизни. Во всяком случае, в Крыму. Отдыхающие покупали и пили вино именно тогда, когда Владимир Путин и Татьяна Яковлева заинтересованно обсуждали, следует ли это позволить.
Президент согласился с Олегом Сафоновым насчет визовой политики:
– По поводу виз... Да, надо действовать по принципу...
– Обоюдности! – восторженно подсказал Сафонов.
– Взаимности,– поправил Путин.
Далее рассуждали про абсолютно эксклюзивные возможности сельскохозяйственного туризма в Крыму, к которому, видимо, еще только приступают.
Губернатор Вологодской области Олег Кувшинников оказался озабочен несезонной темой. С видом на Черное море, в тридцатиградусную жару, он клялся, что доведет проходимость вотчины Деда Мороза в Вологодской области до 500 тыс. человек в год.
Олег Кувшинников высказывался и об актуальном: «Решение о сдвиге начала учебного года надо отдать на уровень регионов». Он видел подобное предложение в СМИ и его поддерживает. «Это следует сделать хотя бы для того, чтобы снизить предсентябрьскую нагрузку на транспортную систему страны». Губернатор добавил: «И, конечно, мы увеличим бархатный сезон для наших детей».
Спустя час Владимиру Путину предложили развивать на Крымском полуострове и такое направление, как православный туризм. Президент сел за один стол с представителями национальных общественных объединений республики.
Согласно переписи населения, прошедшей в октябре прошлого года, в Крыму представлено 175 этносов. Больше всего русских, украинцев и крымских татар. 84 процента жителей указали, что родным языком считают русский (представители общественных объединений эту цифру подвергли серьезному сомнению, по их словам, «русским владеет сто процентов»).
«Любые спекуляции на тему особых прав граждан, принадлежащих к тому или иному этносу, опасны», – начал Путин, направляя разговор сразу в самую конфликтную сторону.
Руководитель общественного движения крымских татар «Къырым» Ремзи Ильясов принял пас от президента: «Так называемый всемирный конгресс, – начал он. – Хотя можно его назвать клубом единомышленников. Основная его цель – дестабилизация ситуации».
Ильясов имел в виду прошедший в начале августа в Анкаре Всемирный конгресс крымских татар, приветствуя который президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что его страна никогда не признает «аннексию Крыма».
В ответ в Крыму прошло аналогичное собрание, на котором представители крымско-татарского народа призвали друг друга не участвовать в политических играх. Окончательно отмежевавшись от украинских крымских татар.
Отдыхающие, наблюдавшие за ходом заседания в баре, кажется, не верили, что все эти исторические параллели проводятся в нескольких десятках метров.