Показом спектакля «Ханума» завершился 157-й сезон в Тюменском драмтеатре. Похоже, труппа окончательно обжилась на новом месте. В репертуаре только один спектакль из созданных на старой сцене.
«Ханума» – пьеса грузинского драматурга, актера и режиссера Авксентия Цагарели о «приключениях» пожилого грузинского аристократа, решившего женитьбой поправить свои финансовые дела. По сюжету она мало отличается от шедшей с большим успехом у нас «За двумя зайцами» (снятой с репертуара в апреле сего года), а главную роль – «жениха» – опять играет любимец публики Сергей Скобелев.
После смерти Цагарели в 1902 году его произведения почти забыли. Но когда «Хануму» поставил в Ленинградском БДТ Георгий Товстоногов, который несколько переработал ее сюжет, а русский текст и слова песен написали Борис Рацер и Владимир Константинов, пьеса приобрела популярность. Она же легла в основу тюменской постановки.
Режиссер Николай Реутов выступил и в качестве балетмейстера, отмечу, очень удачно. С первых же тактов музыки (композитор Гия Канчели) зрители настраиваются на веселый, беззаботный вечер. Однако столь распространенный в мировой драматургии сюжет о женитьбе старичка на молодой не столь прост и безобиден, как кажется на первый взгляд. Судьба повесы, перепутавшего жизнь с бесконечным застольем, спустившего свои деньги в карты, заканчивается одинокой старостью.
Вано Пантиашвили для грузин, которые любят праздники, умеют их проводить красиво, – фигура одиозная. Похоже, он сам понимает, что женитьба на богатой и молодой девушке должна решить его финансовые проблемы и в то же время может стать желанным продолжением «красивой жизни». Отдавать молодость в жертву промотавшемуся старику не самое хорошее дело, тем более девушка не бесприданница и может выбирать. Хотя бы между обедневшими князьями: старым Вано и молодым Котэ. Ловко провернуть это дело помогает Ханума – опытная сваха, которая одновременно с двумя свадьбами устраивает и свою личную жизнь.
Поговорим о подборе актеров. Ни Скобелев, ни Ризепова по возрасту не подходят на те роли, которые играют. Хотя играют они хорошо. Ханума – безусловная удача молодой актрисы Эвилины Ризеповой. Наблюдая за ней, даже забываешь, что роль написана для амплуа комичных старух. Константин Антипин (Акоп) – актер также не старый, но комплекция делает его ближе к персонажу. Каждый играет свою роль очень хорошо, а дуэт не получается. Привлекает внимание поединок двух свах в исполнении Ризеповой и Игониной. Но Кабато, названная авторами спектакля молодой, начинающей свахой, в темпераментном исполнении Игониной все равно получается старше Ханумы, а надо наоборот!
Скобелев – любимец публики, особенно женщин. Многие его роли – несомненные актерские удачи, но Вано Пантиашвили не из их числа. У Сергея получается постаревший и погрузиневший Голохвастов. Если уж так хотелось занять Скобелева в этом спектакле, то можно было бы предложить ему другую роль. Пройдут годы, и очень скоро – лет через 20 – старики станут основой репертуара для Скобелева. А так – играй молодых, пока сам молодой, Сережа!
Уверен, что постановке уготована долгая жизнь на сцене Тюменского театра, она никогда не надоест. Зрители на нее будут ходить, и не по одному разу.
После спектакля на сцену вышли все актеры Тюменского театра, а не только занятые в «Хануме», чтобы попрощаться со зрителями и расстаться с ними до сентября.