Исторические фильмы и сериалы весьма притягательны для режиссеров. Они радуют хорошей картинкой, дают свободу на свою трактовку и увлекают зрителей захватывающим сюжетом. И хотя снимать их дорого, поскольку необходимы реквизит и декорации эпохи, а их не всегда найдешь на студиях, ленты данной тематики регулярно появляются на экранах.
Недавно я совершенно случайно наткнулась на два таких фильма. Конечно, я слышала о работе над ними, было интересно, но конкретным поиском не занималась. Этим летом их показали по телевидению, причем один из них, по непонятной причине, глубокой ночью.
Лента «Василиса» рассказывает о знаменитой партизанке Отечественной войны 1812 года Василисе Кожиной. Если честно, основательно забытой, как и ее дела. Зрителям решили напомнить. Не скажу, что фильм стал каким-то событием, но свою долю внимания все же получил. Во многом благодаря Светлане Ходченковой, сыгравшей главную роль. Актриса она замечательная, даже в такой ерунде, как «Любовь в большом городе», умудрялась что-то играть. А некоторые ее образы и на самом деле выдающиеся, например, в картинах Станислава Говорухина «Благословите женщину» и «Не хлебом единым».
Я уже когда-то рассказывала о Ходченковой и о том, что ее пригласили в Голливуд и английское кино. Многие критики не сомневаются: девушка может сделать карьеру, если не станет отвлекаться на проходные работы. Не знаю, является ли роль Василисы для нее проходной, но она явно не знаковая, хотя Светлана умеет отлично перевоплощаться. Причина не в том, что актриса не стала обычной деревенской бабой начала XIX века. Она старательно изображала говор, носила платки и даже якобы выполняла крестьянскую работу. Но все выглядело картонно, как и декорации, и одежда персонажей, да и все происходящее вокруг.
За давностью лет вряд ли кто скажет с полной уверенностью, как оно было на самом деле. Поэтому буйствует фантазия. И порой она приводит к парадоксальным моментам. Где-то к середине фильма Светлана играет уже не простую русскую бабу, а просто роковую красавицу, которую не могут поделить влюбленные в нее соседский помещик и французский офицер. На задворках мелькает муж, его она жалеет. Впрочем, жалела недолго, от него избавились. Получился небольшой конфуз и с офицерской формой русской и французской армий, иногда я не понимала, кто есть кто. Одна из задач фильма, если не самая главная, – единство нашего народа перед лицом угрозы. И с ней справились на «троечку». В лентах о Великой Отечественной войне эта цель достигается куда лучше.
Красиво смотрятся романтические сцены между Василисой и соседским барином. Но от них отвлекает любовная история ее сестры Дарьи. Для чего она вписана, понятно: показать на контрасте благородство и душевную стойкость Василисы. Но мне она показалась слишком размытой и затянутой. Словом, получилась пасторальная картинка, а не исторический блокбастер.
Серия фильмов Светланы Дружининой о дворцовых переворотах в России XVII века снимается уже давно. Как только у режиссера появляются деньги, она берется за очередную часть. При многих спорных моментах, мне понравилась ее предыдущая лента «Виват Анна Иоанновна!» о приходе на российский престол самой непопулярной императрицы. И хотя внешне Инна Чурикова не похожа на привычный образ Анны, она сумела передать ее натуру, очень противоречивую, до конца не изученную. Фаворита Анны герцога Бирона (кто не знает – бывшего конюха) сыграл Александр Лазарев–младший, внешне его очень облагородив. А вот продолжение вышло так незаметно, что если бы уже не оговоренная случайность, я его точно бы не увидела. Новый фильм называется «Охота на принцессу» и повествует о племяннице императрицы Анне Леопольдовне, чьей главной задачей является родить наследника. Уже и кандидатура жениха обозначена, но девушка влюбилась в саксонского посланника Мориса Линара.
Сей факт имел место быть, но не в той последовательности, как показано в картине. Кроме историков, вряд ли кто из обычных людей что-то сможет вспомнить об Анне Леопольдовне. А ведь она, пусть и недолго, правила Российской империей. Умом не блистала, но, в отличие от тетушки, обладала добрым сердцем. Участь принцессы была печальной. В свое время я прочитала подробное описание внешности Линара, который даже в зрелом возрасте оставался франтом, сводил с ума женщин. Его называли Нарцисс за редкостную самовлюбленность, он был хорош и знал об этом. За ним тянулся шлейф разбитых сердец. Сыгравший Мориса в фильме Александр Домогаров, безусловно, сердцеед и красавец, только уже не первой молодости. Он бы идеально подошел для роли во времена, когда снимался в «Гардемаринах-3». Не совпали и годы. Линар был выслан из России задолго до свадьбы Анны Леопольдовны c Антоном-Ульрихом Брауншвейгским, а не перед ней, как показано в фильме. Зато вернулся, когда она стала правительницей, крутил с ней бурный роман и едва не прославился как второй Бирон. Не знаю, будет ли продолжение, но, на мой взгляд, оно гораздо интереснее, чем предыстория.
Как часто бывает, когда фильмы снимаются долго, меняется актерский состав. На этот раз Анну Иоанновну сыграла Наталья Егорова, и получился совсем другой характер. К тому же в предыдущих картинах Егорова была Екатериной I. Фильм неплох для общего развития, но, мне кажется, Дружинина могла и лучше.