/фото автора/
В Тюменском музее изобразительных искусств открылась выставка "Венский королевский фарфор XVIII–XIX веков". Главные героини экспозиции – две вазы, изготовленные мастерами Венской королевской фарфоровой мануфактуры. Их свиту составляют замечательные изделия других фарфоровых заводов, живопись, графика, скульптура, предметы мебели из фондов областного музейного комплекса, воссоздающие атмосферу имперской Вены былых веков.
Куратор выставки Людмила Осинцева заведует отделом искусства XX века, но очень любит старинную красоту, фарфор и загадки истории. В 2011 году она подготовила выставку "Пространство мифа", которая рассказывала о мифах античных. Продолжили тему "Сокровища Востока". Выставка изделий Императорского фарфорового завода XVIII–XIX веков познакомила посетителей с историей фарфора вообще, и российского фарфора в частности. А недавно завершила работу, пожалуй, самая интригующая и мистическая экспозиция музея "Тайна голландской тарелки". В каждом из этих проектов искусствовед Людмила Осинцева старалась в буквальном смысле слова дойти до сути вещей – "разговорить" музейные предметы, проследить их биографию, "родственные" связи с людьми, событиями, явлениями, другими экспонатами.
На этот раз она сконцентрировала свое внимание на уникальных венских вазах. Первая изготовлена, как полагают, во второй половине XVIII века. Это ваза-ароматница: на ее крышке есть колпачок, опоясанный двумя рядами отверстий. Интересно, какие вещества помещались внутрь, дабы наполнять благоуханием покои богатых венцев? Ваза изготовлена в неоклассическом стиле: строгие, чистые формы, сочетание позолоты и подглазурной росписи кобальтом на белом фоне, древнегреческий меандр. Основной декор состоит из вертикальных элементов, которые фарфоровых дел мастера из французского Севра нарекли "ломаными палочками".
Первая ваза хорошо сохранилась – у нее почти нет выступающих деталей. Второй повезло меньше, хотя изготовлена она на полвека позже. Уцелела тонкая ножка с круглым основанием на квадратном пьедестале, осталась на месте крышка в форме купола, а вот красивые высокие ручки по бокам, увы, обломаны. Случилась утрата, скорее всего, во время революции, когда ваза "переезжала из какого-то особняка в государственный музейный фонд", полагает Людмила Дмитриевна. Она очень надеется, что реставраторы сумеют вернуть фарфоровому чуду первоначальный облик. Ваза богато декорирована позолотой, нанесенной в разных техниках. Орнаменты тоже разные, но сочетаются они очень гармонично. Видно, "насколько тщательно был продуман каждый шаг, каждый сантиметр этого предмета".
Самое интересное во второй вазе – два живописных медальона на сюжеты античных мифов. Первый напоминает, как Юпитер превратил в корову нимфу Ио, спасая бедняжку от гнева ревнивой Юноны. Эта метаморфоза описана в знаменитой поэме Овидия. Ее парижское издание второй половины XVIII века украсили иллюстрации лучших граверов того времени. В их числе был известный художник Жан-Мишель Моро младший. Изображение в медальоне в точности соответствует одной из его гравюр для "Метаморфоз". Со вторым медальоном все оказалось не так просто. "Было много споров. Заведующая отделом классического искусства Оксана Костко сразу настаивала на том, что изображены там Венера и Адонис, – рассказывает Осинцева. – Мне казалось, что это должен быть еще один сюжет, связанный с Юпитером. Но подтвердилось мнение Оксаны Юрьевны. Нашелся полный аналог – картина Луки Камбьязо "Венера и Адонис", которая хранится в итальянской галерее Боргезе".
На донце вазы стоит эмблема мануфактуры – венский щит в виде улья с двумя поперечными полосками, а в фарфоровой массе прессом выдавлены цифры "806". Это год изготовления формы. До начала XIX века его обозначали двумя цифрами, после – тремя. Скорее всего, форму, созданную в 1806 году, расписали позже. Но когда именно – неизвестно. Как ваза попала в Россию, исследователи тоже пока не знают. Возможно, в числе подарков, сделанных Наполеоном Александру I по случаю Тильзитского мира 1807 года, предполагает Людмила Осинцева. В Тюмень они поступили в 1939 году из Эрмитажа.
Венская фарфоровая мануфактура просуществовала относительно недолго – с 1718-го по 1864-й год. Основал ее Клаудиус дю Пакье и через 27 лет продал государству. Наивысшего расцвета королевское предприятие достигло под руководством Конрада Зоргенталя. Он возглавил мануфактуру в 1784 году и оставался у руля два десятка лет. В это время венский фарфор не уступал ни мейсенскому, ни сервскому. Над его созданием трудились замечательные модельеры, выдающиеся живописцы, талантливые химики. Но не стало Зоргенталя, и мануфактура начала постепенно сдавать позиции. В конце концов ее просто закрыли.
А прекрасная старая Вена знаменита не только фарфором. Это город вальсов, балов, кофе и... стульев. Прославленный венский стул покорил мир в середине XIX столетия, когда на фабрике братьев Тонет запустили в производство "модель № 14" – самую простую, совершенную и прочную. С 1859 по 1914 год было изготовлено и разослано по свету 50 миллионов стульев этой модели! Есть один и в нашем музее. Выглядит очень стильно...