Во имя интересов театра

Под обаяние этого актера невозможно не попасть. Вроде не красавец, нервный, порой не от мира сего. Однако стоит ему выйти на сцену, как обо всем забываешь. Яркий, харизматичный, он одинаково достоверен в положительных и отрицательных ролях. Возглавляемый им театр является одним из лучших в стране и широко известен ценителям искусства в мире. Здесь не боятся экспериментировать и бережно относятся к традициям. Театр стал школой мастерства для нескольких поколений. И все процессы происходят при непосредственном участии худрука. Как он все успевает? Этот вопрос часто задают журналисты. Просто нужно верно расставлять приоритеты. В этом году народному артисту России Константину Райкину исполнилось 65 лет.

Сын любимого всей страной актера разговорного жанра и мастера эстрадных миниатюр Аркадия Райкина, он должен был с удвоенной силой доказывать всем, что пришел в искусство не по блату, что сам по себе чего-то стоит. И хотя всегда с огромным пиететом и уважением относится к отцу, его выводят из себя сравнения с ним. Он называет это проявлением мещанства. Обидно, когда ты на сцене по полной выкладываешься в роли, а зрители думают не о спектакле, а о том – похож или не похож на отца. Особенно это раздражало его в первые годы профессиональной жизни. Сейчас Константин уже всем все доказал. Понятно, он из тех актеров, на кого специально приходят в театр. Но правило – не подвести фамилию – существует по сей день. Не подвести отца, не уронить собственную планку, ни в коем случае не стоять на месте, постоянно совершенствоваться и вести за собой труппу. Он не дает расслабиться себе и требует того же от остальных, в том числе от жены и дочери.

Полина продолжает династию, но без отцовского покровительства. В театре он для нее Константин Аркадьевич, и никакого особого отношения. Он даже не замолвил за нее словечко, когда абитуриентка срезалась на экзаменах в школу-студию МХАТ, где преподает Райкин. Девушка на осталась в обиде: раз уж пришла в профессию, нужно все доказывать самой.

Все актеры театра «Сатирикон» говорят о своем руководителе только в превосходной степени. Но признают его жесткий характер. Сам Константин Аркадьевич считает, что без этого нельзя. Искусство требует не только жертв, но и строгой дисциплины. Его глубокое убеждение – сцена все чувствует и не прощает ошибок, а тем более измен. Он сравнивает ее с ревнивой женщиной, которую надо постоянно убеждать в своей преданности. Поэтому Райкин практически не снимается в кино. Вся его жизнь подчинена интересам театра. Даже преподавание в школе-студии МХАТ напрямую связано с «Сатириконом». Константин Аркадьевич готовит для себя кадры. Приглашает и из других вузов, но отбор достаточно жесткий. Помимо таланта, требуются работоспособность, желание дневать и ночевать в театре, порой забывая о семье. Но только так получается настоящее искусство.

Я была на спектаклях «Сатирикона» несколько раз. Помню, как в начале 2000-х, приехав в Москву, решила посетить некоторые театры. Но не подгадала со временем: стоял конец июля, межсезонье. И тут выяснилось, что «Сатирикон» не на каникулах. И даже есть билеты на постановку «Контрабас», в главной и единственной роли – Константин Райкин. Произведение Патрика Зюскинда брали многие режиссеры, шло оно и в Тюмени. Первое, что меня поразило – знакомый (пусть не детально, а в общих чертах) текст заиграл новыми красками. Смотрела, затаив дыхание, стараясь не пропустить ни одной ремарки, ни одного жеста. Уже потом узнала, что для этого спектакля Райкин специально освоил инструмент. Он не работает под фонограмму.

Спустя несколько лет я попросила московскую подругу заранее к моему приезду раздобыть билет в «Сатирикон». Давали «Ричарда III» по пьесе Шекспира. Константин Райкин играл зловещего горбатого короля. Играл так, что мурашки по коже. И опять знакомый сюжет приобретал новые интонации. Режиссер Юрий Бутусов, известный своим нетрадиционным подходом к классике, нашел в Константине Аркадьевиче единомышленника. Их сотрудничество оказалось очень плодотворным. Тогда же я открыла для себя новые имена, сейчас хорошо знакомые публике – Глафира Тарханова, Агриппина Стеклова, Максим Аверин.

Осенью 2010 года «Сатирикон» приехал на гастроли в Тюмень. Это стало настоящим событием для театралов города. Постановка «Король Лир» шла два дня с неизменным аншлагом. Лир в исполнении Константина Райкина – человек, искренне не понимающий, как так произошло, что его отвергли собственные дочери. Он растерянно бродит по свету и ничем не может помочь ни себе, ни своим детям, целенаправленно уничтожающим друг друга. Несмотря на то, что сюжету уже пятьсот лет, он не потерял актуальности, а Юрий Бутузов еще сильнее приблизил его к нашему дню.

Перед спектаклем Константин Аркадьевич пообщался с прессой. Он отвечал на все вопросы, хотя и признавался, что не очень любит журналистов. Возможно, за их неподготовленность. Он привел почти анекдотичный случай. К нему обратилась за интервью молодая девушка и обескуражила с самого начала: «Константин, извините, не знаю вашего отчества». Райкин рассказал о своих взглядах на режиссуру, о том, что против актерской импровизации: «Я без разрешения режиссера и взглядом не поведу». Поделился мнением о работе нашего земляка Григория Сиятвинды (он не приехал в Тюмень, поскольку не занят в спектакле). Все знают, мастер не скор на похвалу, но Гриша заслужил от него немало теплых слов. Тогда же Константин Аркадьевич пообещал, что обязательно тюменцы увидят постановки с участием Григория.

Но пока не получилось, как не получилось вернуться сюда с полноценными гастролями. В тот приезд Райкин оставил свой автограф в книге почетных гостей, отметив, что ему все понравилось. «Хочу еще!» – написал знаменитый актер. Мы тоже, и с нетерпением, ждем новых встреч.


24393