Дурное дело нехитрое

В советские времена «Литературная газета» была единственным изданием, которое стояло как бы вне политики. Её выписывали многие, потому что только здесь публиковались смелые критические материалы на все темы быта. О милиции, торговле, здравоохранении… Едва ли другое по-теперешнему СМИ могло соперничать в плане судебного очерка. Ах, какой можно было прочитать фельетон! Ныне уже нет подобной остроты. Тем не менее я всегда в курсе публикаций.

В «ЛГ» печатают толковые афоризмы. Так, что имеем на этот раз? Вот: «Дурное дело настолько нехитрое, что многие умудряются им заниматься». Возьмем мысль на вооружение. Чего уж, даже в заголовок вынесли процесс. Не станем тянуть резину, берем быка за рога. Значит, так. Для полной доходчивости нарисуем картинку.

«Тюремный плац. Строй зэков в черных робах с белыми бирками на груди. Перед шеренгами, втапливая ногами в плавящийся асфальт собственную тень, гуляет туда-сюда крепкий коренастый мужчина с оголенным торсом. Знойное июньское солнце бликует от лысого черепа, яркие лучи выхватывают на предплечье гражданина тату в виде кинжала, обвитого змеей; во всю спину зияет черно-синяя наколка: «Раждён для мук, в шчастье нэ нуждайус». По всей лохматой груди распластались пять храмовых куполов.

– Я нынче за бугра, – обращается змея с кинжалом к строю. – Вы знаете: статьи 209 – дважды, а также ст.ст. 161 и 162.

Зэки знают параграфы гораздо лучше, чем собственный карман: бандитизм, грабеж и разбой. Уважаемый в зоне человек. Рецидивист.

– Вот ты! – кивает пахан.

Из строя шустро выскакивает зэк и докладывает:

– Петров, статья 199. «Уклонение от налогов». Семь лет лишения свободы. От срока осталось – три.

– Сявка. Сегодня возьмешь «калаша» – и на вышку.

– Это, выходит, я канаю за шныря?

– Не шнырь, а дежурный. Когда я научу вас, собаки, разговаривать нормальным русским языком?! Далее: ты!

– Сидоров. Статья 174 (прим. «Легализация, то есть отмывание денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем»).

– Шушера. Отправишься с овчаркой по периметру… под колючкой.

– Вертухай, значит.

– Цыц! Захлопни пасть – и чтобы больше не слышал ни слова по фене. Ты нынче будешь контролер. Ты, ты и ты – все мы выполняем важное государственное задание по охране территории ИТУ – исправительно-трудового заведения. И чтобы муха бесплатно не пролетела!»

Психологи при мозговой атаке советуют довести решаемую проблему до абсурда – и тогда тема просматривается лучше. Мысленно довести. В данном случае абсурд имеем налицо. Иной читатель кисло поморщится, дескать, фантазии, этакие журналистские штучки. Ей-богу, реальность. Газета «Мир новостей» информирует: «В колонии строгого режима, расположенной в городе Кохма Ивановской области, после сокращения персонала заключенных охраняют… сами заключенные. А что делать при дефиците кадров?»

Впервые о том, что в стране намечается сокращение штата исправительных учреждений, руководство ФСИН заявило два года назад. Тогда планировалось уволить 10 процентов из 260503 сотрудников системы. С января 2014 года их стало на 40 тысяч меньше. Но в нынешнем мае появилась новая информация: в условиях кризиса ведомство собиралось закрыть около 100 колоний с доведением их общего количества до 966.

Широкой общественности известна роль отечественных мест не столь отдаленных: отпетых бандюганов удается перековать в яркие душевные личности с ангельским нравом. Но не до такой же степени, чтобы совсем без собак и конвоиров. Такое дурное дело.

Дело. Преступное деяние и бездействие порой Уголовным кодексом караются одной статьей. Совсем недавно еженедельник «Собеседник» уже выходил под такой шапкой: «Нефтеюганск затопило нефтью: местные зовут Путина на помощь». И вот новое безобразие в хозяйстве фирмы «РН-Юганскнефтегаз» – дочки «Роснефти». Цитируем дальше: «Вопрос разливов на государственном уровне никак не решается. Это подтверждается тем фактом, что информацию об объемах разливов и площади, загрязненных нефтью территорий, никто в России на федеральном уровне не собирает». Понятно, требуется не только сбор информации, но и её анализ, дальнейший мониторинг.

Поговорим о селе. Мне приходилось бывать в хозяйствах Голышмановского, Тюменского, Нижнетавдинского районов – душа радуется, развитие на европейском уровне. Наслышаны об успехах Ишимской зоны. Казалось, по всей стране так. Увы! В газете «Правда» выступает далеко не последний человек – академик РАН Виктор Шелуха: «Положение дел в сельском хозяйстве России остается не просто тяжелым, а катастрофическим. Удельный вес федерального бюджета на его развитие не превышает 1,2% от общих расходов в стране».

Читатель, остановимся на этой цифре и заглянем в справочник. Что имеем? В странах ЕС бюджетное финансирование сельхозпроизводства за последние 20 лет превышает 40 процентов. Господи, да если бы наши жадные до работы фермеры, бывшие крестьяне, получали два десятка лет подряд столько денег, Рассея давно бы осуществила мечту Никиты Сергеевича Хрущева и перегнала Америку даже без кукурузы! Ладно, читаем дальше.

«Объем валовой продукции растениеводства в сопоставимых ценах составляет менее половины к его общему объему, достигнутому в 1990 году, в животноводстве – в пределах 50%. Инвестиции в основной капитал уменьшились за это время с 16% до 3,5%. Удельный вес вклада в основные фонды уменьшился с 12% до 3%. Численность занятого населения в сельском хозяйстве сократилась с 13% до 10%».

Пища для размышлений: ну, свининой и курятиной страна себя обеспечивает. Говядину закупаем за рубежом. Биологическая потребность в рыбе составляет 24 килограмма на человека – фактически получается чуть больше трети этой нормы. Много чего до недавних пор завозили из стран ЕС. До контрсанкций. Потом заменили министра сельского хозяйства, хотя вроде и прежний был неплох. Напрашивается вопрос насчет импортозамещения. Пусть академик и отвечает:

«Все надежды и расчеты на импортозамещение, как оказалось, являются призрачными». Ну да, за призраками просматривается повседневная явь в виде систематического роста цен на продукты первой необходимости.

Ясный перец, Русь испокон веков славилась плохими дорогами и дураками. «Шибко умные не нужны» – это заголовок «убойной» корреспонденции в газете «Труд». Сейчас дойдем до сути. Об утечке мозгов за рубеж писано-переписано. Речь пойдет о их кардинальном сокращении в государстве. Цитируем издание: «Минфин разработал «Основные направления бюджетной политики на 2016 год и плановый период на 2017–2018 годы», в котором предлагают сокращение бюджетных мест в российских вузах более чем на 100 тысяч мест. Документ уже одобрен на заседании правительства.

По закону «Об образовании» на каждые 10 тысяч россиян в возрасте от 17 до 30 лет должно приходиться 800 бюджетных мест в вузах. Минфин считает, что и 750 хватит. А если учесть, что в 2017-м по демографическому прогнозу в стране будет 26 млн человек подходящего возраста, то число бюджетных мест сократится аж на 130 тысяч – с 2 млн 80 тыс. до 1 млн 950 тысяч».

Констатируем: при таком раскладе ломоносовых ждать не приходится, ломоносовы отсекаются огромной платой за обучение. Я пару лет назад публиковал в «Тюменской правде» материал «Чего стоит диплом инженера». Да мало чего стоит. Потому что проанализировал деятельность пяти университетов, в том числе двух тюменских. Во-первых, преподаватели сами признаются, мол, готовим слабо. Ныне уровень производства гораздо превосходит образование. Во-вторых, на платные места родители запихивают чада, лишь бы от армии их «откосить». И сидят в аудиториях олухи царя небесного. У олухов никакой заинтересованности в выучке. В конце концов, вручают ребятам дипломы – и битте-дритте, путь для производства дурного дела открыт.

В прошлом пресс-обзоре мы довольно подробно рассказывали о кризисе в Греции. Эпопея продолжается. «Экспресс-газета» выражает свои эмоции в стихах: «А раньше было, в общем, сыто:/ Туристы, море, аппетит…/ Остались шум и плебисциты,/ И долг Европа не простит.»

«Плебисциты». Это они ради рифмы изобразили во множественном числе. Референдум по программе международных кредиторов прошел в прошлое воскресенье. Эти строки пишу сразу после объявления результатов: 61,3 процента народа Эллады сказали «нет» европейским ростовщикам, заодно выразили доверие правительству нью-коммуниста Алексиса Ципраса – то есть жесткой экономии (повышения пенсионного возраста и ставки налогов, снижения зарплат) не будет. Перед глазами стоят телевизионные кадры: всю ночь гречане празднуют победу – обнимаются, поют, танцуют.

А радоваться-то особо нечему: «И долг Европа не простит». Вот в этом и вся суть. Греция задолжала банкам, в основном германским, а также МФВ более 320 миллиардов евро. Нынче должна выплатить полтора миллиарда. При стабильном существовании страна смогла бы рассчитаться с долгами к 2054 году. Ципрас со своей командой требуют реструктуризации, мол, всё вернем, после того как восстановим воспроизводство внутреннего валового продукта. Но некоторые позволяют себе усомниться: «Промышленность и сельское хозяйство развалено, экономика Эллады держится исключительно на сфере услуг...»

Вступая в Евросоюз с его еврозоной, греки не до конца прочитали текст договора с Дьяволом (авторство сравнения принадлежит ведущему ток-шоу первого телеканала Владимиру Соловьеву). Дурное дело нехитрое. Знатоки утверждают: еврозона – это некая финансовая пирамида типа пресловутого «МММ». Пока сливки снимают Франция и Германия. Но если Греция выйдет из еврозоны и перейдет на собственную валюту драхму, Германия потеряет 14,4 миллиарда евро. Скорее всего, этого не допустят – старшие сестры-страны резко осадят младших.

Вот уже Ангела Меркель едет для обсуждения вопроса в Париж к Франсуа Олланду. В Брюсселе с аналогичной повесткой дня собрались на экстренном саммите руководители стран ЕС. Дать Греции поблажку, и её примеру последуют Испания, Италия, Португалия, Кипр – одна за другой потребуют сокращения суммы долгов. Называется – «эффект домино». В Австрии бойко идет сбор подписей за выход из союза. Зато Украина стремится войти туда всеми фибрами души.

Поэтические натуры видят Элладу во мгле черного тоннеля: распростится с еврозоной – и станет ещё тяжелее, чем сейчас, но когда-нибудь сверкнет в конце тоннеля огонек, останется в еврозоне – просвета не увидеть вовек. Некоторые, в том числе ученые, усматривают восстановление экономики страны в сближении с клубом БРИКС. Во всяком случае, сразу после победы на референдуме премьер А. Ципрас тут же позвонил президенту В. Путину.

Кстати, в эти дни в Уфе проходит саммит клуба. Но это уже совсем другая история.


24256