Напомню старый анекдот. Хвастаются немцы, что на их автобанах можно заниматься любовью на скорости 300 километров в час, не выпуская из рук ни руля, ни фройляйн. А русские резонно возражают: дескать, зачем заниматься любовью за рулём, если можно просто-напросто положить кирпич на акселератор и уединиться с молодкой на заднем сиденье, поскольку никуда машина не денется из колеи… И зачем, собственно, нужны нам гладкие дороги? Может, оставить родимые ухабы как основной сдерживающий фактор для наших любителей быстрой езды?
В прошлом году в номере за 9 июля была опубликована статья "В одной дороге… две дороги". Речь шла о новом способе содержания дорог, позволяющем существенно продлять их срок службы, о дипломниках ТюмГАСУ, которые решали частные вопросы этой общей проблемы. Напомним суть способа: если смещать линии разметки в пределах проезжей части хотя бы раз в год, то автомобили будут включать в работу новые объёмы материала дороги, которые при общепринятом способе содержания не используются.
Прошёл год. Группа внедрения под руководством доцента Бориса Елькина предпринимала героические попытки организовать широкое внедрение способа, получившего название профилактическое, периодическое смещение полос наката (ППСПН).
Что изменилось за год? Наверное, новый метод ППСПН пошёл на ура? С этим вопросом обращаемся к Борису Елькину.
– Как бы не так! – горько вздыхает тот. – Руководители дорожной отрасли бороться за долгий срок службы наших автомобильных дорог не стремятся. В прошлом году вы писали: "Вот только без ложечки дёгтя обойтись никак не получается. Механизм применения ППСПН в областном масштабе пока работает со скрипом, – вздыхают новаторы. – Если в 2012 году инновация была применена на 750 километрах областных дорог, то в 2014 году предполагается сделать это на 5–10 км. Чувствуете разницу?".
А в действительности, говорит Елькин, не было даже и этих пяти километров. На совещании 12 февраля 2015 года ГУС поставило точку. Как заявила нам зам. начальника областного ГУС Т. Кистрина: "Ничего не сделано, ничего не доказано". Парадокс! Причина сопротивления проста: новшество невыгодно дорожникам – действует отрицательная материальная заинтересованность! Чем больше требуется ремонтов, тем больше заказов у дорожных организаций. Да и чего это мы будем удалять остатки прежней разметки, это же затраты! Кто будет следить за смещением, руководить этим процессом, лишняя морока! В то же время доказано экспериментом на опытном участке, что этот способ сохранения дорог – самый экономичный, один рубль, вложенный только в создание и работу системы управления ППСПН, принесёт 10–15 рублей экономии на содержании дорог. При этом не чистой экономии бюджетных средств, а оптимизации их использования. То есть за эти довольно ограниченные деньги можно сделать больше ремонтов, дополнительно что-то построить и пр. У нас же считается экономным срезать всё покрытие, несмотря на то, что половина срезаемого материала не работала, как того требует разумная экономика, и положить новый слой асфальтобетона, половина которого будет "красиво лежать" в дороге, чтобы через короткий (ненормативный) период быть срезанным на деньги налогоплательщиков. А как их легко осваивать, мы наблюдаем каждый год на улицах Тюмени. Всё высокомеханизированно, цена превышает 1000 руб./м2, прошли по ул. Мельникайте – более 20 млн руб., прошли по ул. 50 лет ВЛКСМ – ещё 20 млн и т.д. и т.п. Новый способ ни в коей мере не отнимает хлеб у дорожников. Схема останется та же: прошли по ул. Мельникайте – 20 млн руб., прошли другую улицу – еще 20 миллионов. Но это будет реже, с большим охватом улиц города, с большим эффектом использования бюджетных средств.
Тогда возникает вопрос: кому выгодно улучшение состояния дорог? Очевидно, что настоящую и естественную заинтересованность в этом имеют владельцы и водители автомобилей! Именно они эксплуатируют дорогу, именно они с большой опаской двигаются по дорогам с явными колеями, именно они тратят «лишние» деньги на топливо и ремонт автомобилей, подавляющее большинство которых просто не предназначено для движения по дорогам низкого качества!
Многолетнее и упорное сопротивление дорожников (а без их «согласия» изменять положение линий разметки невозможно) навело на мысль – использовать только дорожные информационные знаки (патенты Болштянских – Елькина), которые рекомендовали бы водителям периодически смещаться в пределах полос движения без ухудшения безопасности движения.
В Тюмени в июне 2015 года с участием студентов-дипломников кафедры АД ТюмГАСУ были изготовлены и установлены указанные знаки на двух опытных участках по улице 50 лет ВЛКСМ (четыре полосы движения – 710 м) и по Товарному шоссе (две полосы движения – 500 м). Первые эксперименты со знаками проведены с целью оценки реакции водителей на новые знаки. Результаты положительны. Около 80 процентов участников дорожного движения реагировали на знаки. Более того, опрос водителей о необходимости установки знаков показал: 99 процентов – "За"! Начался новый этап борьбы за долгую жизнь наших дорог – информационный. Большую работу проделала Таня Ануфриева, выпускница ТюмГАСУ, занимаясь проблемой эффективности использования знаков "Антиколея". Она рекомендована в аспирантуру. Комол Атаханов предложил в своём проекте использовать ППСПН с учётом применения более узких полос движения на наших "широких" дорогах, обосновав это тем, что в высокоавтомобилизированных странах мира полосы движения имеют меньшую ширину и при этом безопасность дорожного движения выше. Николай Бражников, разрабатывая проект содержания федеральной дороги Тюмень – Екатеринбург на основе метода ППСПН, показал, что эффект измеряется миллионом руб. в год на каждом км. Володя Герасимов доказал, что использование метода ППСПН возможно для смягчения проблемы бездорожья для сельскохозяйственных районов нашей области. Таким образом, кафедра автомобильных дорог и аэродромов ТюмГАСУ выпустила в свет ещё специалистов, владеющих в деталях инновационным способом содержания дорог, но пока их знания и умения не востребованы. Конечно, установить знаки без поддержки ДДИиТ администрации города было бы невозможно, но сделано это, как многое у нас, для галочки, под лозунгом: «Мы применяем инновации!». Подтверждается мысль, высказанная недавно на одном из экономических форумов России Германом Грефом, о том, что управление в России нацелено не на результат, а на процесс. И действительно, можно отчитаться, применили новые знаки, дипломники получили ДИПЛОМЫ. Кто будет дальше продвигать благое дело? Такой структуры в Тюмени НЕТ. И продолжается управление дорогами, приходишь в департамент, столы завалены бумагами, которые являются отражением именно такого подхода к управлению, как процессу отписки…