Только один день – 6 июля – в Тюменской филармонии пройдет фестиваль-путешественник «МузЭнергоТур» с потрясающей командой из Франции, Испании, Швейцарии, Дании, Финляндии, Германии, России.
Это принципиально новое слово в организации концертной жизни, впервые проведённый в 2013 году в течение месяца на территории от Подмосковья до центра Азии. 24 музыкальных коллектива, 53 города. Суммарная аудитория тура, по самым скромным оценкам, превысила 30 тысяч человек. В 2015 году фестиваль начался 12 июня в Дубне, к 30 августа доедет до Улан-Удэ.
В нем принимают участие самые разноплановые артисты. Ален Блесен (Франция) – гитара. Три составляющих (прогрессивный рок, джаз и корневая этническая музыка) стали его основными интересами. Он записал несколько десятков альбомов с самыми стилистически полярными лидерами, параллельно занимаясь развитием собственных идей.
Именно его взгляды на импровизацию и творческое взаимодействие стали причиной появления в проекте необычных инструментальных составов. В 2014-м Алену была делегирована почётная роль художественного руководителя второго «МузЭнергоТура».
Испанский гитарист Анхель Онтальва стал одним из его основных героев, проехав весь маршрут от начала до конца и став ключевой фигурой в формировании спонтанных ансамблей из артистов, до того не знакомых друг с другом. Проекты с участием Анхеля – тот редкий случай «авангарда с человеческим лицом», который вызывает у неофита не улыбку и не отторжение, а явное желание разобраться в происходящем.
Датский квартет Bangin’ BlowsNiceJazzQuartet, собранный молодыми музыкантами, исполняет авторскую музыку. Эти молодые парни отказываются переезжать в столицу страны, продолжая постоянно жить, учиться и работать в Орхусе, втором по значению городе Дании с населением около трёхсот тысяч человек. Они не просто очередной талантливый студенческий ансамбль, а обладатель DanishMusic Award 2014 – национальной музыкальной премии в номинации «Лучший новый джазовый артист года».
Максим Анухин – один из тех немногих, кто сегодня в состоянии в полной мере использовать весь потенциал гуслей как самобытного и самодостаточного инструмента. Анухин выступает соло, преподаёт, работает в составе созданных с его участием этнопроектов Hvarna и Samhey. Свои сольные программы он предпочитает называть сборным термином «Гудимир». Уроженец Карелии, Анухин живёт в Петербурге, где окончил университет культуры и искусств по редчайшей специализации – «Исполнительское мастерство на гуслях звончатых».
Саксофонист Сами Сиппола, начав с альт-саксофона и со временем освоив тенор, в музыке прошёл все ступени, которые привели его к свободному джазу: рок-группы, джазовые ансамбли вполне традиционного толка, фанковые танцевальные составы и множество свободно импровизирующих формаций, в которых его пути впервые начали пересекаться с контрабасистом Вилле Раухала. Тот аналогичным образом пробовал силы и в качестве аккомпаниатора ведущим исполнителям финского танго, и в сопровождении театральных постановок, начав к определённому моменту считаться одним из самых востребованных контрабасистов региона.
История швейцарского экспериментального проекта Qoniak тянется ещё с 2003 года, хотя серьёзное развитие получила лишь в последнее время. Потратив некоторое время на спонтанные совместные пробы, Фридли и Мембре поняли, что при должной огранке их высокоэнергичная музыка окажется вполне конкурентоспособной как содержательно, так и технически. Близкая по звучанию к компьютерной, она тем не менее на сто процентов основана на аналоговом звучании – это совершенно традиционные акустические барабаны и синтезаторы старой школы, возникшие ещё до появления цифровых музыкальных технологий.
Молодое швейцарское дарование, композитор и вокалистка Марена Витчер, уже имеет за плечами внушительную карьеру, сделанную на поприще альтернативной эстрады. От эстрады в этой музыке – понятная и прозрачная песенность формы. От альтернативы – бескомпромиссный авторский взгляд на всё происходящее: радикальные аранжировки, изощрённые гармонические решения, отсылки к самым неожиданным источникам звука.
«Затейливая деконструкция классического джаза» – прекрасная характеристика для этих трёх швейцарцев из Базеля – коллектива Vein. Гармония, мелодия, ритм – всё это отделяется друг от друга и начинает жить в их музыке параллельно и независимо, лишь время от времени снова сходясь в общепринятом единстве.