Он всегда отличался каким-то особым стилем, можно сказать, светскостью. И неважно, какую роль в театре или кино он играет, зрители всегда выделяют его из окружения не менее именитых коллег. В биографии актера сотрудничество с лучшими режиссерами Советского Союза и зарубежья, редкая верность одному театру и одной женщине. 18 июня народному артисту СССР Юрию Соломину исполнилось 80 лет.
Мне посчастливилось увидеть его на сцене, когда Малый театр приезжал в Тюмень на гастроли. Было это в апреле 2007 года. Юрий Мефодьевич играл Фамусова в легендарной постановке «Горе от ума». Легендарной, потому что в ней не было никаких экспериментов, попыток приблизить ее, хотя бы визуально, ко дню сегодняшнему. Строгое следование тексту, так, словно и не прошло полутора веков со дня премьеры. И многие зрители потом признавались – они просто наслаждались языком Грибоедова. И, конечно, актерской игрой всей труппы, а там и Элина Быстрицкая, и Борис Клюев. Ради этого можно просидеть более трех часов, даже не почувствовав, как пролетело время.
Тогда же произошел и запоминающийся эпизод, если бы не слышала сама, решила бы – анекдот. Во время антракта две девушки обсуждали увиденное, им все нравилось. Только мучил один вопрос – с кем останется Софья. Мы с коллегой едва не поперхнулись, ведь еще в школе заучивают наизусть отрывки из произведения. Зато эти юные особы открыли для себя много нового. Может, в тот раз они пришли в театр случайно, надеюсь, в дальнейшем станут чаще посещать очаги культуры. Сколько еще впереди их ждало интересных впечатлений! Но это лирическое отступление.
Собираясь на спектакли Малого театра, я точно знала, что увижу классический репертуар, произведения, прошедшие испытание временем. Ничего шокирующего, эпатирующего публику. Это основное и неизменное правило Малого. Так было при предыдущем худруке Цареве, так продолжилось и при его преемнике Юрии Соломине. Редкий случай – в 1988 году труппа единогласно выбрала Юрия Мефодьевича своим художественным руководителем. И с тех пор он несет на своих плечах обязанность не только по сохранению традиций, но и по поддержке своих актеров, по материально-технической базе театра.
Времена тогда были непростые, воздух свободы пьянил настолько, что хотелось чего-то необычного, щекочущего нервы. Гоголь, Островский, Чехов казались устаревшими и неактуальными. Некоторые коллективы пошли на поводу у публики, стали ставить современные, порой весьма пошлые пьесы. Но Малый театр остался верен себе, и, как показала практика, совершенно правильно. В его залах всегда аншлаг, гастроли расписаны на годы вперед, в спектаклях заняты как ветераны сцены, так и молодежь. Там видна преемственность поколений. Почти все актеры – выпускники Щепкинского училища, в котором уже много лет преподает Юрий Соломин. Как он умудряется совмещать руководство, актерскую и педагогическую деятельность – большой секрет. А ведь он еще является и режиссером-постановщиком некоторых спектаклей. Ученики его обожают. Все они, сколько бы лет ни прошло, отзываются о Юрии Мефодьевиче с большим пиететом, не важно, работают у него или в других коллективах.
Щепкинское училище подарило Юрию Мефодьевичу и личное счастье. В первый день учебы на первом курсе рядом с ним оказалась симпатичная девушка Оля. С тех пор они вместе уже более 60 лет. Она педагог в том же Щепкинском, утверждает, что спорят они с супругом только о работе. Он же без нее не представляет ни своей педагогической деятельности, ни актерской профессии, советуясь во всем. Но свою личную жизнь Юрий Мефодьевич никогда не выставляет на всеобщее обозрение, просто не считает это нужным.
В тот приезд Малого театра в Тюмень мне посчастливилось пообщаться с Юрием Соломиным. Он честно признался, что не приемлет современного искусства, где присутствуют пошлость и нецензурная брань, прошелся по некоторым популярным у нас драматургам. Рассказал о своем детстве в Чите и о том, что любого матерщинника заткнет за пояс. Но не делает этого, так как есть понятие – воспитание. В кино практически не снимается, но своим актерам не запрещает, прекрасно понимая, это их заработок. По поводу зрителей века XX и XXI отметил, что последних испортили мобильные телефоны (он тогда еще не видел остальных гаджетов, появившихся позднее). Но его, как профессионала, они не способны сбить с мысли, даже если зазвенят в зале в самый неподходящий момент. Не выключенный в театре телефон – исключительно показатель уровня воспитания публики.
В прошлом году Малый театр опять приезжал на гастроли в Тюмень, но на этот раз без Соломина. Он остался в Москве, доводить до конца ремонт знаменитого здания. Чтобы вновь сияла старинная люстра в зале, на подмостках звучали голоса актеров, а под крышей – шепот привидений. В их существование в театре верят.