Юные таланты и маэстро

В Тюменской филармонии состоялось закрытие юбилейного сезона. Под его занавес выступил Всероссийский юношеский симфонический оркестр. Основатель, художественный руководитель и главный дирижер – народный артист СССР Юрий Башмет. Коллектив был создан в 2012 году, в первый состав вошли юные музыканты из 35 городов России.

Состав оркестра постоянно обновляется, поскольку дети вырастают, а по его уставу здесь могут играть ребята от 9 до 22 лет. Однако, по словам Юрия Башмета, все кто покинул коллектив, находят себе место в мире профессиональной классической музыки. А одна девушка, играющая на валторне, прекрасно вписалась в оркестр «Новая Россия», им тоже руководит маэстро. Несмотря на юный возраст, как участников, так и самого коллектива, они уже снискали признание у критиков и зрителей. Концерты проходили на лучших сценах мира – в Большом зале Московской консерватории, Большом зале Берлинской филармонии, в Санкт-Петербурге, Брюсселе, Женеве. В феврале 2014 года Всероссийский юношеский симфонический оркестр принял участие в церемонии закрытия зимних Олимпийских игр в Сочи. Он постоянно гастролирует по стране, и везде продолжается поиск новых талантов.

На пресс-конференции, предваряющей концерт, Юрий Абрамович рассказал о новом коллективе и об аспектах музыкального образования в России. Везде, где он бывает на гастролях, маэстро взял за правило устраивать прослушивание. Башмет приходит в музыкальные школы, колледжи искусств. Благодаря этому, он знает классы каких инструментов сильны в том или ином городе. Так, в Екатеринбурге замечательные флейтисты. На одном из концертов звучало сразу 19 флейт. А в Хабаровске хорошо готовят ударников. В силу юного возраста большую часть времени ребята живут дома, занимаются у своих педагогов. Но они регулярно ездят на мастер-классы (что-то вроде спортивных сборов, – пояснил Юрий Абрамович). Разучивают свои партии, каждый раз усложняя программы. Им оплачивают питание, проживание, выбирают базы в живописных местах. Однако, даже в свободное время юные музыканты продолжают репетировать, а не гулять по окрестностям. И такая самоотверженная работа дает большие результаты, убежден Юрий Башмет.

Умение играть в оркестре приходит не сразу. Можно долго разучивать произведения в целом, но работа в коллективе совершенно иная. Здесь надо знать, где вступить, какие твои ноты. Не секрет, что некоторые инструменты в партитурах прописаны лишь фрагментарно. В оркестре представлены валторны и гобои, кларнеты и фаготы, арфа. С нее и начинается вступление сочинения Берлиоза «Гарольд в Италии», открывавшему концерт. Вещь, можно сказать, не самая раскрученная, но тем и интересная.

А пока на пресс-конференции Юрий Башмет вспоминал, как он получал музыкальное образование во Львове. Мама купила ему скрипку за семь рублей 25 копеек, и он, чтобы ее не огорчать, со слезами на глазах, сжав волю в кулак, пошел учиться. Его школа была специализированной, соединяющей общеобразовательные предметы с профилирующими. Маэстро признался, что часто ему ставили оценки, например, по геометрии, просто так, за успехи в музыке. Но как определить, есть ли у ребенка будущее на большой сцене и не сломают ли ему пробелы в знаниях всю жизнь. Юрий Абрамович считает, должны быть экзамены, где через мелкое сито отличать таланты от просто способных. Даже выпускники консерваторий не всегда могут найти для себя подходящее место, а тем более стать солистами. Юрий Абрамович рассказал, как уже будучи лауреатом международных конкурсов, ему не давали играть сольную программу. Почему-то руководство филармонии считало, что альт не предназначен для этого.

105-6-1Кстати, именно благодаря таланту Башмета, альт стал солирующим инструментом. Многие современные композиторы, такие как Шнитке, Таривердиев писали свои произведения специально для него. В Тюмени он играл симфонию для оркестра с альтом «Гарольд в Италии» Берлиоза. Дирижировал итальянец Клаудио Ванделли, уже не первый раз сотрудничающий с маэстро. А также Симфонию № 6 Чайковского, где за дирижерский пульт встал Юрий Башмет.

Официально сезон закрыт, но нас еще ждет фестиваль «Лето в Тобольском кремле», где мы вновь встретимся с Юрием Башметом и музыкой Чайковского.

Подводя итоги, директор кон-цертно-театрального объединения Михаил Бирман сказал, что самым важным событием стало долгожданное формирование Тюменского симфонического оркестра, и пообещал, – в следующем сезоне мы его обязательно услышим.


24132