В Тюменской филармонии состоялось закрытие юбилейного сезона. Под его занавес выступил Всероссийский юношеский симфонический оркестр. Основатель, художественный руководитель и главный дирижер – народный артист СССР Юрий Башмет. Коллектив был создан в 2012 году, в первый состав вошли юные музыканты из 35 городов России.
Состав оркестра постоянно обновляется, поскольку дети вырастают, а по его уставу здесь могут играть ребята от 9 до 22 лет. Однако, по словам Юрия Башмета, все кто покинул коллектив, находят себе место в мире профессиональной классической музыки. А одна девушка, играющая на валторне, прекрасно вписалась в оркестр «Новая Россия», им тоже руководит маэстро. Несмотря на юный возраст, как участников, так и самого коллектива, они уже снискали признание у критиков и зрителей. Концерты проходили на лучших сценах мира – в Большом зале Московской консерватории, Большом зале Берлинской филармонии, в Санкт-Петербурге, Брюсселе, Женеве. В феврале 2014 года Всероссийский юношеский симфонический оркестр принял участие в церемонии закрытия зимних Олимпийских игр в Сочи. Он постоянно гастролирует по стране, и везде продолжается поиск новых талантов.
На пресс-конференции, предваряющей концерт, Юрий Абрамович рассказал о новом коллективе и об аспектах музыкального образования в России. Везде, где он бывает на гастролях, маэстро взял за правило устраивать прослушивание. Башмет приходит в музыкальные школы, колледжи искусств. Благодаря этому, он знает классы каких инструментов сильны в том или ином городе. Так, в Екатеринбурге замечательные флейтисты. На одном из концертов звучало сразу 19 флейт. А в Хабаровске хорошо готовят ударников. В силу юного возраста большую часть времени ребята живут дома, занимаются у своих педагогов. Но они регулярно ездят на мастер-классы (что-то вроде спортивных сборов, – пояснил Юрий Абрамович). Разучивают свои партии, каждый раз усложняя программы. Им оплачивают питание, проживание, выбирают базы в живописных местах. Однако, даже в свободное время юные музыканты продолжают репетировать, а не гулять по окрестностям. И такая самоотверженная работа дает большие результаты, убежден Юрий Башмет.
Умение играть в оркестре приходит не сразу. Можно долго разучивать произведения в целом, но работа в коллективе совершенно иная. Здесь надо знать, где вступить, какие твои ноты. Не секрет, что некоторые инструменты в партитурах прописаны лишь фрагментарно. В оркестре представлены валторны и гобои, кларнеты и фаготы, арфа. С нее и начинается вступление сочинения Берлиоза «Гарольд в Италии», открывавшему концерт. Вещь, можно сказать, не самая раскрученная, но тем и интересная.
А пока на пресс-конференции Юрий Башмет вспоминал, как он получал музыкальное образование во Львове. Мама купила ему скрипку за семь рублей 25 копеек, и он, чтобы ее не огорчать, со слезами на глазах, сжав волю в кулак, пошел учиться. Его школа была специализированной, соединяющей общеобразовательные предметы с профилирующими. Маэстро признался, что часто ему ставили оценки, например, по геометрии, просто так, за успехи в музыке. Но как определить, есть ли у ребенка будущее на большой сцене и не сломают ли ему пробелы в знаниях всю жизнь. Юрий Абрамович считает, должны быть экзамены, где через мелкое сито отличать таланты от просто способных. Даже выпускники консерваторий не всегда могут найти для себя подходящее место, а тем более стать солистами. Юрий Абрамович рассказал, как уже будучи лауреатом международных конкурсов, ему не давали играть сольную программу. Почему-то руководство филармонии считало, что альт не предназначен для этого.
Кстати, именно благодаря таланту Башмета, альт стал солирующим инструментом. Многие современные композиторы, такие как Шнитке, Таривердиев писали свои произведения специально для него. В Тюмени он играл симфонию для оркестра с альтом «Гарольд в Италии» Берлиоза. Дирижировал итальянец Клаудио Ванделли, уже не первый раз сотрудничающий с маэстро. А также Симфонию № 6 Чайковского, где за дирижерский пульт встал Юрий Башмет.
Официально сезон закрыт, но нас еще ждет фестиваль «Лето в Тобольском кремле», где мы вновь встретимся с Юрием Башметом и музыкой Чайковского.
Подводя итоги, директор кон-цертно-театрального объединения Михаил Бирман сказал, что самым важным событием стало долгожданное формирование Тюменского симфонического оркестра, и пообещал, – в следующем сезоне мы его обязательно услышим.