Вековечное дело наше

Чуваши всей России по традиции отмечают национальный праздник Акатуй после окончания весенне-полевых работ и перед началом долгой летней земледельческой страды. Нынче 13 июня представители диаспоры собрались на торжество в селе Малый Хутор Нижнетавдинского района, где насчитывается наибольшее число мест компактного проживания тюменских чувашей.

Следуя многовековой традиции

В празднике участвовали делегации городов и районов области, коллективы художественной самодеятельности, мастера декоративно-прикладного творчества, знатоки национальной кухни и народного костюма, постановщики и оформители традиционных подворий.

Были показаны некоторые ключевые моменты старинного обряда, в ходе которого люди, облаченные в народные костюмы, своим представлением прикоснулись к истокам и корням древнего этноса. Нынешнее торжество изобиловало блюдами национальной кухни: непременно вкусными дрожжевыми блинами «икерч», традиционным пирогом с мясом и картошкой «хуплу», великим разнообразием иных яств. На празднике тюменских чувашей выступали фольклорные коллективы и солисты, а вместе с ними пел и плясал весь честной народ. Событие было наполнено и естественными в таком случае спортивными состязаниями: борьбой как среди взрослых, так и между юными участниками, включая армрестлинг, перетягивание каната, поднятие тяжестей… Организаторы празднества отмечали, что оно внесло свою лепту в укрепление межнационального согласия, поспособствовало культурному обмену между народами нашего региона.

В многовековом народном обычае от устоявшихся норм и правил, от глубинного смысла ритуала нельзя отступать ни на йоту. И подобные торжества тем и хороши, что в них со скрупулёзностью необычайной соблюдается всё и вся – точь-в-точь как деды и прадеды их проводили. Акатуй в этом смысле, пожалуй, наиболее показателен. Акатуй в переводе с чувашского звучит весьма поэтично – «свадьба плуга и земли». Лирико-романтическое словосочетание в названии древнейшего земледельческого празднества лишь передаёт трепетное отношение человека к земле, любовь к ней и радость от общения с ней. Об этом говорит и вся символика и, если хотите, «режиссура» действа, дошедшие до нас из глубокой старины.

К празднику готовились загодя. По улицам верхом на лошадях гарцевали юноши и заблаговременно собирали призы для награждения лучших хлебопашцев. Каждый дом жертвовал на праздник какую-либо вещицу: кусок ткани, полотенце, платки… Богатые же иногда давали денег на покупку барана. Во время самого действа его участники выходили нарядные, во всем праздничном, украшали ленточками и домашних животных – быка или лошадь. Деревенские красавицы проводили ритуальную борозду вокруг деревни. Плугом правил мужчина, а девушки, распоясавшись и распустив косы, лишь прикасались к плугу, имитируя вспашку. Задолго до торжества варили пиво, готовили съестные припасы, красили яйца. Затем созывали родственников и соседей, накрывали богатый стол. Во главу его ставили алтар (деревянную братину) с пивом, а на середину на специально вышитом полотенце – блюдо с караваем хлеба и кругом сыра. 103-5-2Как только назначенный хозяином старец подносил всем пиво и хлеб с сыром, все дружно запевали старинную песню «Сев и пашня – вековечное дело наше». Приступая к молению, выпрашивали у Бога здоровье, обильный урожай и прибыль скота. После молитвы начинался пир горой – раньше праздник продолжался целую неделю. Поэтому молодежь (да и взрослые) успевали погулять в нескольких деревнях – и в своей, и в соседних. Веселье сопровождалось песенными хороводами, плясками, всевозможными играми и продолжалось до самого вечера. Особенно выделялся внешний атрибут – наряд чувашских женщин. Расшитые узором костюмы – бело-красные платья, красивые разноцветные сарафаны и белые блузки, плюс оригинальный головной убор – шлемообразные шапочки, украшенные монетами. И это неспроста: в стародавние времена представительницы прекрасного пола наряду с мужчинами вставали на защиту своих домов и земель от непрошеных гостей. А монеты одновременно украшали и защищали головы воительниц от вражеских стрел…

Народ-странник, народ-переселенец

В России по статистике живет около двух миллионов чувашей, более половины из них – за пределами Чувашской Республики: места их компактных поселений находятся в Самарской, Ульяновской областях, в Татарии, Башкирии, Красноярском крае… В нашем регионе представители этой национальности живут в Тюменском, Исетском, Аромашевском, Нижнетавдинском, Заводоуковском, Ярковском и других районах.

Первые чуваши появились в Сибири четыре века назад. Известно, например, что после «визита» хана Кучума в Казань обратно с ним сюда пришли служивые чуваши. Ну а Столыпинская аграрная реформа 1907 года подвигла отправиться в Тобольскую, Томскую и Енисейскую губернии многие тысячи чувашских крестьян. В ходе переселенческой волны в поисках лучшей жизни они, выходцы с Волги, отправлялись целыми семействами по специальным путевкам, а обосновавшись на новом месте, как правило, давали ему название своей исторической родины. Например, в нашем Нижнетавдинском районе село Канаш – тезка одноименного райцентра в современной Чувашии. А тогда, столетие назад, земельный отдел Велижанской волости выделил чувашам-переселенцам территорию нынешнего Канашского поселения, где был образован хутор Феклистиха, в котором, как свидетельствуют историки и старожилы, была всего одна рубленая баня на всех да… русская печь в чьей-то избе. Правда, самих-то переселенцев было всего несколько семей – Мартышкины, Сергеевы, Кушниковы, Максимовы. Вскоре деревенька была переименована в Чувашский выселок. И конечно, чтобы стать крепким хозяином, крестьянину-переселенцу надо было не только подготовить свой земельный надел под пашню, но и построить усадьбу, купить лошадь, корову, плуг, семена… Кстати, взаимопомощь здесь творила чудеса: вновь прибывшему ладили избу всем миром – за один день, а вечером уже справляли новоселье. И так – день за днём. Глядишь, уже целая улица выстроена, а там – и целая деревня. Неудивительно, что уже через несколько лет новоприбывшие благодаря своему трудолюбию вставали на ноги, создавали вполне зажиточные колхозы.

Тяга к духовным истокам

Исследователи-фольклористы утверждают: в каждом таком празднике заложена концентрация духовных сил людей, жаждущих встречи со своей национальной культурой. 103-5-1Несмотря на то что здесь, вдали от волжских берегов, во многих семьях уже почти не общаются на родном языке, всё-таки остаётся ностальгия, жажда встречи с той малой родиной, где родились и жили твои предки. Людям свойственно тянуться к своим истокам – это насущная необходимость, идущая из глубин национального подсознания.

Если говорить о взаимосвязи судеб и культур наших народов, то вполне уместно вспомнить, что письменность у чувашей появилась в 1871 году – на основе русской графики. Ежегодно в день рождения Ивана Яковлева, создателя чувашского алфавита, букваря, в поволжской республике проводится День родного языка. Тюменские чуваши, кроме прочего, помнят и мудрое изречение своего национального просветителя, завещавшего единоплеменникам более столетия назад: «Будьте дружны между собой, избегайте мелких счетов и распрей, помните о великом завете Спасителя: твердо надейтесь на жизненную силу уступчивости и снисхождения».


24099