Чуваши всей России по традиции отмечают национальный праздник Акатуй после окончания весенне-полевых работ и перед началом долгой летней земледельческой страды. Нынче 13 июня представители диаспоры собрались на торжество в селе Малый Хутор Нижнетавдинского района, где насчитывается наибольшее число мест компактного проживания тюменских чувашей.
Следуя многовековой традиции
В празднике участвовали делегации городов и районов области, коллективы художественной самодеятельности, мастера декоративно-прикладного творчества, знатоки национальной кухни и народного костюма, постановщики и оформители традиционных подворий.
Были показаны некоторые ключевые моменты старинного обряда, в ходе которого люди, облаченные в народные костюмы, своим представлением прикоснулись к истокам и корням древнего этноса. Нынешнее торжество изобиловало блюдами национальной кухни: непременно вкусными дрожжевыми блинами «икерч», традиционным пирогом с мясом и картошкой «хуплу», великим разнообразием иных яств. На празднике тюменских чувашей выступали фольклорные коллективы и солисты, а вместе с ними пел и плясал весь честной народ. Событие было наполнено и естественными в таком случае спортивными состязаниями: борьбой как среди взрослых, так и между юными участниками, включая армрестлинг, перетягивание каната, поднятие тяжестей… Организаторы празднества отмечали, что оно внесло свою лепту в укрепление межнационального согласия, поспособствовало культурному обмену между народами нашего региона.
В многовековом народном обычае от устоявшихся норм и правил, от глубинного смысла ритуала нельзя отступать ни на йоту. И подобные торжества тем и хороши, что в них со скрупулёзностью необычайной соблюдается всё и вся – точь-в-точь как деды и прадеды их проводили. Акатуй в этом смысле, пожалуй, наиболее показателен. Акатуй в переводе с чувашского звучит весьма поэтично – «свадьба плуга и земли». Лирико-романтическое словосочетание в названии древнейшего земледельческого празднества лишь передаёт трепетное отношение человека к земле, любовь к ней и радость от общения с ней. Об этом говорит и вся символика и, если хотите, «режиссура» действа, дошедшие до нас из глубокой старины.
К празднику готовились загодя. По улицам верхом на лошадях гарцевали юноши и заблаговременно собирали призы для награждения лучших хлебопашцев. Каждый дом жертвовал на праздник какую-либо вещицу: кусок ткани, полотенце, платки… Богатые же иногда давали денег на покупку барана. Во время самого действа его участники выходили нарядные, во всем праздничном, украшали ленточками и домашних животных – быка или лошадь. Деревенские красавицы проводили ритуальную борозду вокруг деревни. Плугом правил мужчина, а девушки, распоясавшись и распустив косы, лишь прикасались к плугу, имитируя вспашку. Задолго до торжества варили пиво, готовили съестные припасы, красили яйца. Затем созывали родственников и соседей, накрывали богатый стол. Во главу его ставили алтар (деревянную братину) с пивом, а на середину на специально вышитом полотенце – блюдо с караваем хлеба и кругом сыра. Как только назначенный хозяином старец подносил всем пиво и хлеб с сыром, все дружно запевали старинную песню «Сев и пашня – вековечное дело наше». Приступая к молению, выпрашивали у Бога здоровье, обильный урожай и прибыль скота. После молитвы начинался пир горой – раньше праздник продолжался целую неделю. Поэтому молодежь (да и взрослые) успевали погулять в нескольких деревнях – и в своей, и в соседних. Веселье сопровождалось песенными хороводами, плясками, всевозможными играми и продолжалось до самого вечера. Особенно выделялся внешний атрибут – наряд чувашских женщин. Расшитые узором костюмы – бело-красные платья, красивые разноцветные сарафаны и белые блузки, плюс оригинальный головной убор – шлемообразные шапочки, украшенные монетами. И это неспроста: в стародавние времена представительницы прекрасного пола наряду с мужчинами вставали на защиту своих домов и земель от непрошеных гостей. А монеты одновременно украшали и защищали головы воительниц от вражеских стрел…
Народ-странник, народ-переселенец
В России по статистике живет около двух миллионов чувашей, более половины из них – за пределами Чувашской Республики: места их компактных поселений находятся в Самарской, Ульяновской областях, в Татарии, Башкирии, Красноярском крае… В нашем регионе представители этой национальности живут в Тюменском, Исетском, Аромашевском, Нижнетавдинском, Заводоуковском, Ярковском и других районах.
Первые чуваши появились в Сибири четыре века назад. Известно, например, что после «визита» хана Кучума в Казань обратно с ним сюда пришли служивые чуваши. Ну а Столыпинская аграрная реформа 1907 года подвигла отправиться в Тобольскую, Томскую и Енисейскую губернии многие тысячи чувашских крестьян. В ходе переселенческой волны в поисках лучшей жизни они, выходцы с Волги, отправлялись целыми семействами по специальным путевкам, а обосновавшись на новом месте, как правило, давали ему название своей исторической родины. Например, в нашем Нижнетавдинском районе село Канаш – тезка одноименного райцентра в современной Чувашии. А тогда, столетие назад, земельный отдел Велижанской волости выделил чувашам-переселенцам территорию нынешнего Канашского поселения, где был образован хутор Феклистиха, в котором, как свидетельствуют историки и старожилы, была всего одна рубленая баня на всех да… русская печь в чьей-то избе. Правда, самих-то переселенцев было всего несколько семей – Мартышкины, Сергеевы, Кушниковы, Максимовы. Вскоре деревенька была переименована в Чувашский выселок. И конечно, чтобы стать крепким хозяином, крестьянину-переселенцу надо было не только подготовить свой земельный надел под пашню, но и построить усадьбу, купить лошадь, корову, плуг, семена… Кстати, взаимопомощь здесь творила чудеса: вновь прибывшему ладили избу всем миром – за один день, а вечером уже справляли новоселье. И так – день за днём. Глядишь, уже целая улица выстроена, а там – и целая деревня. Неудивительно, что уже через несколько лет новоприбывшие благодаря своему трудолюбию вставали на ноги, создавали вполне зажиточные колхозы.
Тяга к духовным истокам
Исследователи-фольклористы утверждают: в каждом таком празднике заложена концентрация духовных сил людей, жаждущих встречи со своей национальной культурой. Несмотря на то что здесь, вдали от волжских берегов, во многих семьях уже почти не общаются на родном языке, всё-таки остаётся ностальгия, жажда встречи с той малой родиной, где родились и жили твои предки. Людям свойственно тянуться к своим истокам – это насущная необходимость, идущая из глубин национального подсознания.
Если говорить о взаимосвязи судеб и культур наших народов, то вполне уместно вспомнить, что письменность у чувашей появилась в 1871 году – на основе русской графики. Ежегодно в день рождения Ивана Яковлева, создателя чувашского алфавита, букваря, в поволжской республике проводится День родного языка. Тюменские чуваши, кроме прочего, помнят и мудрое изречение своего национального просветителя, завещавшего единоплеменникам более столетия назад: «Будьте дружны между собой, избегайте мелких счетов и распрей, помните о великом завете Спасителя: твердо надейтесь на жизненную силу уступчивости и снисхождения».