Крах протокола не осложнил «Турецкий поток»
В субботу президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Эрдоган встретились в Баку. Это была их первая встреча после заочной полемики двух стран по вопросу о геноциде армян и парламентских выборов в Турции, на которых Эрдогану не удалось укрепить свою власть.
В столицу Азербайджана Путин и Эрдоган прибыли, чтобы принять участие в церемонии открытия первых Европейских игр.
Антураж
Азербайджанцы много лет хотели большой спортивный турнир, и они его получили. И подготовили за два с половиной года упавшие из чужих рук Игры. И как!
Сосед напряженно вглядывается в бедж.
– Журналист?
Тот кивает.
– А ты знаешь, кто я? Организатор! – восторженно говорит он. – А ты знаешь, что мы для вас, журналистов, отдельную трибуну сделали?!
И остальные организаторы в автобусе глядят и восторженно кивают: точно, сделали! Только работайте!
– Придешь на стадион, там найдешь! Я не смогу показать, у меня дела там, надо с ребятами встретиться... А ты знаешь, что Леди Гага будет выступать?! Приедет, выступит и уедет... Ребята с ней договорились...
Все так трогательно и так гостеприимно. Начало церемонии похоже на все, что угодно, только не на открытие Европейских игр. Потому что странно на открытии Европейских игр видеть на поляне стадиона такое количество людей в больших белых чалмах и длинных цветастых халатах и слышать свадебную кавказскую музыку.
Ждали, когда на поле стадиона появится бакинский базар. Ждать оказалось недолго: появился почти сразу и долго вращался. Потом в небо взлетел гранат, расколовшийся пополам. Получасовой перерыв в красочном зрелище был связан с парадом спортсменов.
Спортсменов Анголы зрители приветствовали как родных (в сборной Азербайджана ведь есть несколько чернокожих атлетов). Насчет Армении тоже молчать не стали: на нескольких членов армянской делегации (среди них не было ни одного спортсмена) обрушился страшной силы свист. Зрители в едином порыве встали со своих мест и, вытянув руки, показывали большими пальцами вниз.
Причем сразу стало ясно, что на трибуне прессы большинство составляют азербайджанские журналисты, они повырастали вокруг и тоже метили пальцами вниз, не в силах остаться равнодушными к зрелищу армян, идущих с флагом своей страны по их стадиону. И два журналиста с поднятым ввысь турецким флагом, только что мирно вроде сидевшие, поступили так, как велела им совесть, то есть точно так же. Азербайджанских и турецких журналистов тут в этот момент не было, а были одни только граждане своих стран, отмечает «Коммерсантъ».
Восторг зрителей вызвали спортсмены Британии, Германии, Франции и особенно почему-то Швейцарии, то есть стран с развитой экономикой. Кажется, зрители выражали им благодарность за то, что такие иностранцы приехали в Баку на спортивные состязания.
Ничто не могло сравниться с восторгом, вызванным появлением турецкой делегации. Волна счастья захлестнула стадион, и ею залило даже и сборную Украины, шедшую следом. (Петр Порошенко не приехал на открытие, а прислал вместо себя министра спорта, а уж на такие детали в Азербайджане внимание обращать умеют).
Владимир Путин, Александр Лукашенко и еще несколько европейских лидеров на церемонии присутствовали.
Сборную России приветствовали от души. Наша делегация не показалась, в отличие, например, от делегации Франции, большой, но показалась сплоченной и даже нарядной. Здесь не было, как на Олимпиадах, войн национальной парадной формы, большинство делегаций вышли в тренировочных костюмах, так что российская сборная в этом смысле конкурировала исключительно сама с собой.
На поле вышли 118 россиян – по квоте, определенной организаторами.
– Сколько нам дали приглашений, столько мы и использовали, – пояснил руководитель делегации. – Правда, они не проверяли потом, при посадке в автобусы, эти приглашения, но мы же честные! А то в Лондоне-то, например, проверяли...
Квота сборной Азербайджана составила не меньше шестисот человек. Голова колонны на стадионе едва не схватила себя за хвост, но все же растеклась по двум секторам трибун.
Во второй части церемонии было много хороших придумок. В небе над стадионом состоялось, например, похищение быком Европы. Один из главных организаторов сочинской церемонии на следующий день объяснял журналистам, что это был неиспользованный элемент церемонии на сочинском стадионе «Фишт», просто многие члены международной команды, готовившей открытие в Сочи и Баку – одни и те же люди.
Всех затмила Леди Гага, отгороженная от простых смертных баррикадой цветов. Была она в классическом свадебном платье и классическим голосом пела классическую песню «Imagine» (Представь себе). И это был, конечно, переворот в сознании. Хозяева потом говорили, что Леди Гага не оправдала их надежд и выглядела как сама не своя. Однако они должны честно признать: она оказалась именно обычной, то есть неожиданной. Да и спела хорошо, чего там говорить. И вела себя культурно. И главное, как раз она и стала для Азербайджана олицетворением той на самом деле далекой цивилизованной Европы, которая прислала на праздник спорта в Баку гонцов со всех своих концов.
Встреча была важна
Утром следующего дня планировалась встреча президента России Владимира Путина с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Начиналось драматично. Господин Путин должен был приехать к господину Эрдогану в отель Four Seasons, где тот жил.
В какой-то момент в просторной переговорной комнате на втором этаже появился президент Турции вместе со своим министром иностранных дел Мевлютом Чавушоглу и несколькими другими членами делегации. Это было, мягко говоря, неожиданно: в комнате не было не только Владимира Путина, но и ни одного члена российской делегации. Реджеп Тайип Эрдоган осмотрелся по сторонам, видимо, в поисках коллеги, и, не найдя его, сделался очень мрачным. Ситуация была нерядовая. Это был крах протокола: позвали шефа в переговорную, когда его коллега еще даже не выехал из своего отеля.
Президент Турции озирался по сторонам. Но и уйти, только придя, тоже было странно. Тут очень быстрым шагом, можно сказать, ворвались, спасатели – министр иностранных дел Сергей Лавров и глава «Газпрома» Алексей Миллер. За ними виднелись глава «Росатома» Сергей Кириенко и министр энергетики Александр Новак. Сергей Лавров сразу подошел к Реджепу Тайипу Эрдогану. Тот поздоровался, но не улыбнулся. Лавров между тем оживленно разговаривал с ним, и для российского министра, кажется, не главным было, отвечает ему президент Турции или нет. Интерес к происходящему испытывал министр иностранных дел Турции. Он что-то добавлял и вообще старался обратить на себя внимание. Это был тот человек, который не раз говорил, что Турция не признала и никогда не признает «аннексию Крыма». В разговоре министр много смеялся, похлопывал Лаврова по плечу.
У турецкого президента в какой-то момент сдали нервы, и он быстро вышел из комнаты. Ситуация выглядела совершенно скандально. Поражало спокойствие двух азербайджанских рабочих, которые минуты через три невозмутимо втащили в помещение круглый столик, примерили его между двух кресел, а потом, поняв, видно, что это не то, что им бы хотелось, унесли обратно. Реджеп Тайип Эрдоган неожиданно появился уже из-за другой двери.
Минуты через три вошел Владимир Путин. Господин Эрдоган встретил его, пожал руку, кивнул, не разжимая губ, сел в кресло, не собираясь, похоже, ничего говорить. Но и Путин не спешил. Так они и сидели в присутствии журналистов несколько минут. Турецкий президент понял, что журналисты не уходят (и видимо, не уйдут), и вдруг сказал, что церемония открытия Игр ему понравилась, но что ведь не было никого из лидеров Евросоюза.
Видимо, скопилось. Владимир Путин среагировал тоже очень странно:
– Ничего! Зато Турция как кандидат на вступление в ЕС представляла весь Евросоюз!
Совсем недавно, во время одного из своих выступлений турецкий лидер обрушился на руководство Евросоюза, который, по его словам, блокирует членство Турции «по политическим мотивам». При этом президент заявил, что Турция будет по-прежнему стремиться вступить в ЕС, напоминает «Газета.ru».
Встреча продолжалась в закрытом режиме больше часа. По распространенной позже информации, переговорщики подтвердили намерение сторон участвовать в строительстве «Турецкого потока», причем в сроки, оговоренные ранее.
Президентам слишком нужна была эта встреча. И турецкий президент оттаял, хотел он этого или нет.