Выиграв выборы, президент FIFA Зепп Блаттер подал в отставку
В пятницу, несмотря на организованные с подачи США катаклизмы, члены Международной федерации футбола проголосовали за действующего президента FIFA Йозефа Блаттера. Он уверенно выиграл выборы, но через четыре дня объявил об отставке со своего поста.
Ранее вопрос об отставке поставил перед Иозефом Блаттером президент Союза европейских футбольных ассоциаций (UEFA) Мишель Платини. «Я попросил его уйти в отставку. Хватит, Зепп, сказал я ему. Он выслушал меня, но сказал, что уже слишком поздно», – сообщил Платини.
Возглавляемый им Союз европейских футбольных ассоциаций призвал отложить пятничный конгресс. В противном случае организация угрожала бойкотировать заседание. В итоге руководство UEFA все же решило принять участие в мероприятии. При этом было объявлено, что голосовать организация будет не за Блаттера, а за принца Али бин аль-Хусейна. «Единственный способ изменить FIFA, – сменить ее президента», – отмечал Платини.
Конгресс открывался, можно сказать, в чрезвычайной обстановке. На фоне тех событий, которые происходили в Цюрихе в последние дни, делегаты вряд ли замечали пикетчиков, протестующих против расизма и апартеида в футболе напротив здания, где они собрались. И вряд ли удивлялись сообщениям о неожиданном, без объяснения мотивов, бегстве из Швейцарии главы Бразильской конфедерации футбола Марко Поло дель Неро. А также о заложенной бомбе: ее довольно долго и, как и ожидалось, безуспешно искали вызванные полицейские.
Новость о бомбе вполне укладывалась в общий информационный контекст. Информационные бомбы рвались тут до этого чуть ли не ежеминутно, отмечает «Коммерсантъ». Конгресс прошел в условиях беспрецедентного давления.
Накануне о своих требованиях по итогам совместной встречи заявили премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон и канцлер Германии Ангела Меркель. «Он должен уйти. Нельзя при столь серьезных обвинениях в рядах столь серьезной организации делать вид, что ничего не происходит», – заявил Кэмерон. Меркель высказалась в том духе, что работа FIFA должна быть предельно прозрачной. «Подкупы и коррупция должны быть побеждены и как можно скорее».
Европа присоединилась к активному давлению со стороны Соединенных Штатов, чей генпрокурор Лоретта Линч накануне озвучила сумму полученных рядом высокопоставленных чиновников FIFA взяток: 150 миллионов долларов за 24 года.
Тактика выглядела предельно понятной. Прессинг стран «Золотого миллиарда» (США и Европы) направлялся прежде всего на государства третьего мира, которые еще вчера работали в формате «колония – метрополия». А сегодня право голоса на выборах президента имеют представители всех 209 входящих в FIFA национальных федераций.
Конгресс отверг предложение делегации США о проведении электронного голосования. «Процедура, как и прежде, будет тайной», – объявил генеральный секретарь FIFA (и по представлению США основной взяточник) Жером Вальке.
Кандидаты
Йозеф Блаттер стал президентом FIFA в 1998 году, сменив на этом посту бразильца Жоао Авеланжа. В структуру Международной федерации футбола Зепп (так весь мир называет Блаттера) попал летом 1975 года, когда был назначен её спортивным директором.
Интересно, что на заре карьеры легендарный футбольный чиновник, сделавший FIFA самой мощной спортивной организацией мира, практически не имел отношения к футболу. С 1948-го по 1971 год он выступал в качестве футболиста в швейцарской любительской лиге. Его первой серьезной должностью в 1959 году стал пост специалиста по связям с общественностью в турфирме кантона Вале, а первой спортивной организацией – национальная федерация хоккея на льду, где Зепп был генеральным секретарем, просвещает «Лента.ru».
Йозеф Блаттер участвовал в организации девяти чемпионатов мира, в четырех последних – в качестве главного футбольного чиновника планеты. При нем впервые мировое первенство прошло в Азии (в Японии и Корее, 2002 год) и в Африке (ЮАР, 2010 год), а также впервые право на его проведение получили Россия и Катар.
Что касается второго кандидата – принца Али бин аль-Хусейна из Иордании, то он едва ли не самая экзотическая фигура аналогичных мероприятий последних лет. Представлял оппозиционную группу, объединяющую ряд высокопоставленных чиновников (в их числе – Мишель Платини), а также известных футболистов, которые считают необходимым сменить президента FIFA.
Принц возглавляет Футбольную ассоциацию Иордании и Федерацию футбола Западной Азии, включающую в себя 13 национальных ассоциаций. В январе 2011 года одержал победу на выборах вице-президента ФИФА по Азии, что позволило ему вой-ти в состав исполкома FIFA и Азиатской футбольной конфедерации. Инициировал пересмотр запрета на ношение женщинами-футболистками хиджабов, планирует выделять больше средств на развитие женского футбола. В других достижениях на футбольном поприще не замечен.
Выступления
В своем выступлении Зепп Блаттер заявил, что сможет решить возникшие в FIFA проблемы, если будет переизбран на очередной срок. «В свете обстоятельств, при которых проходит конгресс, после событий, произошедших в среду (арест ключевых чиновников исполкома FIFA), и той бури, что разразилась.
По словам главы FIFA, организация не может допустить, чтобы ее репутация была втоптана в грязь. Те, кто за этим стоит и кто в этом виновен, если они будут признаны виновными, – это отдельные лица, не вся организация. При этом Блаттер подчеркнул, что выборы России и Катара в качестве стран-хозяев чемпионатов мира 2018-го и 2022 годов доставили организации большие проблемы.
«Мы дважды назначили и подтвердили место проведения чемпионатов 2018-го и 2022 годов. Если бы были определены две другие страны, то проблем было бы, наверное, меньше. Но это уже история. Мы ведь не можем повернуть время вспять. И мы не пророки, чтобы предвидеть все, что случится».
Зепп Блаттер проигнорировал возможность использовать выступление в качестве демонстрации собственных достижений. Да это было и не нужно.
Председатель финансового комитета Исса Хайяту, финансовый директор Маркус Каттнер и генеральный секретарь Жером Вальке описали сегодняшнее положение федерации, которая 17 лет назад, накануне избрания Зеппа Блаттера на первый срок, была среди беднейших.
Представленные цифры говорили сами за себя. Исса Хайяту рассказывал, что за период с 2011-го по 2014 год FIFA получила доход в размере $5,718 млрд, и ее резервный фонд вырос до $1,523 млрд. Маркус Каттнер сообщил, что в 2016 году федерация планирует заработать еще $822 млн и $185 млн вложит в подготовку чемпионата мира в России, а по $220 млн – на программы по развитию футбола и операционные расходы. Жером Вальке констатировал, что с 1999 года FIFA инвестировала в футбол уже более $2 млрд, из них более $1 млрд перечислено собственно членам FIFA – то есть национальным федерациям. А в период с 2015-го по 2018 год FIFA намерена увеличить инвестиции до $4 млрд.
Простые числа создавали совершенно иной имидж мировой футбольной организации, нежели те, которыми оперировали ФБР, генеральная прокуратура США и швейцарский Минюст. Вот они, «взятки»! Цифры рисовали процветающую организацию, с которой по могуществу в спорте может состязаться разве что Международный олимпийский комитет, чей президент Томас Бах за сутки до выборов выразил Блаттеру полную поддержку.
Зепп Блаттер поделился мнением насчет того, какой лидер нужен футболу – «сильный, опытный, который знает все тонкости работы, который готов сотрудничать со всеми экономическими и политическими партнерами».
А иорданский принц убеждал делегатов, что если «окажут ему честь», то смогут «начать все сначала», что они «не имеют права игнорировать то, что происходит за этими дверями», что «пришло время показать миру, что члены FIFA способны выбрать достойное руководство».
Соперничества на выборах фактически не было. Зепп Блаттер получил 133 голоса, а Али бин аль-Хусейн почти вдвое меньше – 73. По регламенту должен был быть проведен второй тур (для выигрыша в первом требуется собрать две трети голосов, Блаттеру не хватило 7 голосов). Принц аль-Хусейн отказался от второго тура.
Наблюдатели не исключали, что победа Зеппа Блаттера еще не означает конец борьбы за власть в ближайшее время. Дело в том, что в минувшие тревожные для Блаттера дни всем стало ясно, что его оппонент номер один – вовсе не Али бин аль-Хусейн, а куда более влиятельный в футбольном мире человек, стоявший за спиной принца и обеспечивший тому возможность не проиграть с сухим счетом.
При этом господин Платини заранее предупредил, что в том случае, если Али бин аль-Хусейн не справится с Зеппом Блаттером, UEFA рассмотрит различные варианты противодействия швейцарцу и его стратегии. Более того, он, как и руководитель английской Футбольной ассоциации Грег Дайк, дал понять, что в список вариантов входит и такой жесткий, как бойкот соревнований под эгидой FIFA (а это и чемпионат мира в России).
Во вторник Зепп Блаттер объявил об отставке: «Я много думал о годах своего президентства. Мой очередной президентский срок поддерживают не все. Я намерен собрать внеочередной конгресс, на котором будет выбран новый президент, который сменит меня на этом посту. Я не буду выдвигать свою кандидатуру. Я буду свободен от всех дел, связанных с выборами, и намерен сосредоточиться на продвижении реформ в FIFA. Много лет мы требовали реформ, однако до серьезных изменений дело так и не дошло».