Нужна ли детям песня?

Кажется, на мой вопрос не найдется отрицательного ответа. Но жизнь отказывается это подтверждать.

Песня всегда была украшением души, всплеском положительных эмоций. Вот недавно страна отметила 70-летие Победы. И опять же песня сказала свое веское «слово». В годы войны она и в горе, и в радости людям помогала.

В этой связи хочется вспомнить прошлое. Тюменский детский сад № 9 – на углу улиц Дзержинского и Хохрякова и его музыкального руководителя Тамару Сергеевну Люцедарскую. Каждый праздник там был ознаменован песней. Пели детишки и о временах года («Падают листья», «Раз морозною зимой», «Ах, какие маки!»), и о любви к Родине (например, о Вите Черевичкине, посылавшем с голубем в партизанский отряд записку). Где сейчас эти песни? Где новые детские песенки? Говорят, можно найти в интернете. Но кто с ними познакомит широкую детскую аудиторию?

С 1961 года – больше полувека! – работая в музыкальных школах, занятия с ребятами постоянно начинала с бесед.

А сегодня что? Удивляет незаинтересованность школ в элементарном музыкальном просвещении юного поколения. В одной из школ я спросила первоклассников: «Кто ходил в детский сад?». все подняли руки. А вот на просьбу спеть или хотя бы назвать какую-нибудь песню был единственный робкий ответ: «Я знаю только «Про маму».

Или вот еще случай. В музыкальной школе № 6 – теперь это «Этюд» – в центре зала висел портрет Дмитрия Борисовича Кабалевского, создавшего целую систему школьного музыкального образования. Ещё десять лет назад торжественно отмечали его юбилей. Нынче забыли...

Впрочем, есть и приятные исключения. Например, школа № 8 (преподаватель музыки и пения Р.В. Ветошных). Постоянно «на гребне» музыкальной волны. Не отстает и школа № 17, где по инициативе завуча Елены Владимировны Шелковниковой организуются музыкальные гостиные для младших классов. Мальчики и девочки с удовольствием слушают беседы о музыке, охотно включаются в обсуждение. И непременно на прощание проводят вас вопросом: а вы еще придете?

Истоки нашего музыкального воспитания, видимо, следует искать в образовании. Зачастую уроки пения в начальных школах ведут не профессионалы. Но ведь есть кому готовить профильные кадры! Выпускники тюменского педколледжа становились музыкальными работниками в детских садах и учителями музыки в школах. Не случайно с благодарностью вспоминаю Льва Исааковича Либермана, зачинателя тюменского областного хора профильного отделения этого педучилища. Слышала, что сейчас последнее прикрывают. А жаль… Правда, можно обратиться к опыту Тюменского колледжа искусств при Тюменской академии культуры, искусств и социальных технологий. Но опять же не все так просто. Там раньше дирижерское отделение готовило выпускников и для общеобразовательных учреждений, теперь квалификация снята, школьная практика отсутствует.

091-3-3Безусловно, школы и детские сады, как и прежде, заинтересованы в хороших специалистах. И тут следовало бы опереться не только на добрые советские традиции, но и на передовой опыт зарубежных программ, помогающих музыкальному развитию детей. Скажем, в Японии в музыкальном обучении делают акцент на мелодекламацию, что способствует рождению мелодического звучания. А система Шульверк помогает ребенку быстро разучивать песни. Но это все требует практического освоения на российской почве. Нужны, повторюсь, квалифицированные кадры. Была бы выказана в них потребность.

В областном центре работают замечательные музыканты-специалисты, использующие уникальные методики, и они готовы делиться своими знаниями и опытом. Далеко за примерами ходить не надо. При подготовке этого материала я обратилась к Ольге Александровне Шешуковой, педагогу-хоровику с многолетним стажем. Ее советы смогут обогатить деятельность всех, кто посвятил себя детям. Нужна лишь заинтересованность и ответственность структур, распоряжающихся их судьбой. Помните: песня детям нужна, как «птице – крылья для полета»!


23959