Каннский кинофестиваль всегда привлекал к себе внимание любителей и профессионалов. Это не только громкие премьеры новых фильмов, позирование звезд на красной ковровой дорожке перед объективами фотокамер, но и серьезные обсуждения, поиск партнеров для следующих лент, освоение рынка сбыта. В табеле о рангах Каннский фестиваль стоит на первом месте.
В этом году он был посвящен столетию со дня рождения легендарной актрисы Ингрид Бергман. Прямо над входом в зал с плаката зрителям и гостям иронично улыбалась очаровательная блондинка. Кто-то, озабоченный лишь собственной персоной, проходил мимо. Другие на мгновение задерживались, чтобы еще раз увидеть этот взгляд из вечности. К сожалению, новое поколение почти не знает творчества Ингрид Бергман, даже те, кто связал свою жизнь с кино. Что уж говорить о рядовых гражданах.
Когда-то имя Бергман вызывало трепет, практически каждая ее работа принималась на ура, ей рукоплескали залы, писались лестные отзывы в газетах. За свою карьеру актриса получила три премии «Оскар», театральную «Тони», телевизионную «Эмми». Хотя, если внимательно проследить историю ее жизни, в ней было намешано много всего. И грустные страницы порой затмевали светлые.
В списке самых-самых фильмов всех времен и народов особое место занимает лента «Касабланка», снятая в 1942 году. Она не потеряла своего очарования и по сей день. Стоит только начать ее смотреть, и уже нет никакого желания переключать каналы или ставить на паузу запись. Там нет никаких спецэффектов и сложных технологий, а только настоящие человеческие чувства. И это еще одно доказательство, что не компьютерные примочки – главное в искусстве, нужен отличный сценарий и непревзойденная игра актеров. Дуэт Ингрид Бергман и Хамфри Богарта – один из самых впечатляющих за всю историю кино. Если бы актриса снялась только в «Касабланке», то уже бы заняла место на кинематографическом олимпе. Но список ее работ намного шире. Здесь сотрудничество с лучшими европейскими и американскими режиссерами, съемки на телевидении, игра в театре. Ей все было интересно, за все она бралась с энтузиазмом и огромным профессионализмом.
Ингрид Бергман родилась в Стокгольме в достаточно обеспеченной семье. Несмотря на то что девочка была постоянно окружена многочисленными родственниками, она чувствовала себя одинокой. Очень любила читать, заучивала понравившиеся стихи, диалоги, потом разыгрывала небольшие представления для своих сверстниц. Все это делалось ради развлечения, а потом она открыла для себя театр. В своих воспоминаниях Ингрид писала, какое на нее впечатление произвел этот мир. Больше всего ее поразило то, что взрослые люди изображали кого-то другого на полном серьезе и им еще за это платили деньги. То есть все, казавшееся ей развлечением, считалось работой. Работой, вознаграждаемой не только финансами, но и общественным признанием. Поэтому, когда пришло время выбирать профессию, девочка даже не задумывалась. В 1932 году она поступает в школу при Королевском театре, где приемная комиссия сразу же оценила ее талант. Во время летних каникул 1934 года Ингрид ради интереса снимается в своем первом фильме «Граф из Мункбро». Дебют оказался настолько удачным, что начинающая актриса решила отказаться от обучения и полностью посвятила себя кино. Критики лестно отзывались о ее ролях, в 1937-м Ингрид Бергман признали самой популярной актрисой Швеции.
Вскоре Ингрид заинтересовались в Голливуде. Продюсер Дэвид Селзник предложила ей сняться в ремейке её же картины «Интермеццо». И она, несмотря на замужество и рождение дочери Пиа, тут же согласилась. Бергман удалось сделать по тем временам невозможное – остаться собой, не меняя ни цвета волос, ни формы бровей, ни своего имени. Успех был вполне заслуженный. Ингрид Бергман стали называть новой Гретой Гарбо и Марлен Дитрих. Предложения посыпались одно за другим. И актриса осталась в Америке. Она играла разных героинь, но всех их объединяли правдивость, искренность. Зрители ей безоговорочно верили. За картину «Газовый цвет» она получает свой первый «Оскар». Здесь Ингрид проявила целую гамму чувств, позднее ее манеру пытались повторить другие актрисы, даже появилось такое определение: «эффект Ингрид Бергман». После этого фильма обратил на нее внимание непревзойденный мастер саспенса Альфред Хичкок. Вместе с ней в 40-е годы он снял три ленты – «Завороженный», «Дурная слава», «Под знаком Козерога». Все со сложным эмоциональным посылом. Сама же Бергман своей любимой работой тех лет называла музыкальную комедию «Колокола церкви Святой Марии». Оставалось в ее жизни и место театру, она с успехом играла Орлеанскую деву на Бродвее, завоевав множество наград.
Казалось, у нее было все. Недоставало только простого человеческого счастья. Как и все женщины, она мечтала о любви. В своем браке этого получить уже не могла. И однажды в ее жизни появился гений итальянского неореализма Роберто Росселинни. Сначала она влюбилась в его фильмы, потом – в него самого. Он пригласил ее в свою картину «Стромболи – земля божья», и у них завязался роман. В наши дни сей факт стал бы только заметкой в бульварной прессе, а тогда разразился самый настоящий скандал, ведь у Ингрид была безупречная репутация. Масло в огонь подливал брошенный муж, запретив ей видеться с дочерью. Построить новую семью с Роберто тоже не удалось. Он снял Ингрид в пяти своих фильмах, у них родилось трое детей – сын Роберто и дочери-близнецы Изабелла и Изота. В этом году Изабелла Росселинни – признанная красавица и замечательная актриса – возглавляла в Каннах жюри конкурса «Особый взгляд на знание».
Расставшись с Роберто, Ингрид опять начала покорять Голливуд, причем сделала это мгновенно. За ленту «Анастасия» она получает второй «Оскар». Где-то сказочная история о якобы спасшейся русской великой княжне пришлась по душе всем. Потом были другие фильмы, третий приз американской киноакадемии ей достался в 1974 году за работу в картине «Убийство в Восточном экспрессе». И каждый год на Бродвее выходили новые постановки с участием актрисы. Наконец она обрела и личное счастье со своим третьим мужем. Вернулась Ингрид Бергман и в шведское кино. Ее соотечественник и однофамилец Ингмар Бергман пригласил в ленту «Осенняя соната» о непростых взаимоотношениях матери и дочери. Все это очень напоминало историю самой Ингрид и ее старшей дочери Пиа. Внесены были изменения в сценарий для еще большей аналогии, и картина стала своеобразной исповедью актрисы. Вершиной ее откровенного, совестливого творчества.