Как попасть на Родос? Можно купить путевку, собрать чемоданы и сесть на самолет. А можно прийти в галерею "Новый свет" (ул. Герцена, 82) на выставку известного тюменского художника Михаила Гардубея, которая так и называется "Все на Родос!"
Причем название это толкуют двояко. С одной стороны, как призыв побывать в дивном месте, где к морю и солнцу прилагается богатейшее историческое наследие. С другой – как игру слов "все народос" с характерным греческим "с" на конце. Шутка, но со смыслом. Ведь античная Греция определила развитие всей мировой культуры. И потом, туристы едут на Родос с разных концов света. Получается, что на островке, площадь которого вдвое меньше, чем у Ялуторовского района, и впрямь собираются все народы…
Заслуженный художник России Михаил Михайлович Гардубей побывал на Родосе год назад. Собирался просто отдохнуть на море, но, конечно, не смог удержаться и начал рисовать. Это увидел представитель принимающей стороны Алексис Севастидис – и судьба художника была решена.
– Какое море? Он таскал меня по всему острову, по бухтам, – рассказывает Гардубей, – все показывал. У него отличная команда экскурсоводов, историков по образованию… Я одновременно слушал их, руками что-то царапал, снимал, по скалам бегал, как козлик. И от того, что являлось передо мной за очередным поворотом, просто дух захватывало…". А именно: от цветущих горных пейзажей, от сказочных улочек с мостовой, бегущей вверх-вниз среди беленых стен, старинных фонарей и очаровательных крылечек, от "бело-синего в цвету"… Белое и синее, тона греческого флага, в окружении сапфировых вод, небес и россыпи ярких цветов смотрятся просто волшебно и очень органично. А рядом еще венецианские крепости, церкви, монастыри на фоне скал и пальм, пляжи у бирюзового прибоя – все это так и просится на холст, на бумагу… И нрав родосских греков пришелся Гардубею по душе: "Нормальные ребята… веселые характером".
Из двухнедельной поездки он привез черно-белые этюды, несколько начатых работ, а за год успел создать на их основе двадцать три пейзажа, которые превратили пространство "Нового света" в настоящий греческий зал. Перед нами развалины храма Афродиты, дивные виды города Фалираки, крепость Монолифос, дворец великих магистров в Мандраки (именно там, говорят, стоял легендарный колосс), церковь Святого Николая в деревушке Димилья… Несколько полотен написаны маслом, но для большинства картин художник выбрал акриловые краски, хорошо передающие ясный колорит родосских красот. Заодно использовал любопытные "технологические штучки", например, отпечатки от крышки дезодоранта, которые усиливают впечатление буйства красок, но при этом придают изображению некую геометричность, которая перекликается с рисунком камней тротуаров и стен средневековых укреплений... Художник и поэт Олег Федоров сочинил стихотворение: "…ты лежишь, как какой-нибудь остров, и волны омывают тебя, омывают…". Другой художник, Олег Васильев, назвал родосскую серию мастера необычной, емкой, мощной, сравнив с выстрелом в тишине.
Гости вернисажа признавались, что такого Михаила Гардубея еще не видели. Но и сам он не видел прежде такой натуры, не получал таких впечатлений… Эти впечатления заставили искать особую форму подачи материала – "чтобы было и доступно, понятно для глаза, и, с другой стороны, чтобы это было оригинально сделано". Он помнит времена, когда от художника требовали цельности, а под цельностью понимали единообразие: "898 пейзажей – и все одинаковые". Михаил Михайлович с таким подходом мириться не хотел. Однажды он наткнулся на высказывание одного латышского художника, которое принял как свое: "Я каждый день другой. Я пишу, как живу. Как бьется мое сердце. Так, как я сегодня вижу". Гардубей увидел Родос – и показал его нам… "Передал именно ту красоту и глубину, которую я чувствую лично", – свидетельствует Алексис Севастидис. Он родился в Советском Союзе, в Грузии, но из-за бурных событий конца 80-х – начала 90-х годов переехал на историческую родину. Поэтому хорошо знает обе страны – и Россию, и Грецию, понимает и чувствует оба народа – русский и греческий.
Увидев картины Гардубея, Севастидис захотел показать их на Родосе, где он не только принимает туристов, но и организует концерты, творческие акции, приезды художников, писателей. Сама собой возникла идея продолжить культурное общение между Тюменью и Родосом. 2016 год объявлен перекрестным Годом культуры России и Греции. Так почему бы тюменским художникам не съездить на "остров роз", не вжиться в его аполлоническую атмосферу и не воплотить в красках свои впечатления?.. Так, призыв, ставший названием выставки, обрел еще один, творческий, смысл. Все на Родос! – за вдохновением, за высоким, вечным, за красотой и величием духа, которое объединяет все народы.