26 мая 2015 года, во Всероссийский день предпринимательства, в гостинице «Рэдиссон Ройал», Москва, и конгресс-парке гостиницы состоялся X бизнес-форум «Деловой России» «Движение на опережение».
Повестка X форума включала широкий спектр вопросов, связанных с эффективным взаимодействием бизнеса и власти по достижению глобальной конкурентоспособности российской экономики. В приветственном слове Владимир Путин обозначил, что государство готово помогать, разрабатывать все необходимые программы. А их результат будет зависеть от самого бизнеса.
«Общество и государство заинтересованы в появлении массового слоя успешных, перспективных компаний. Их создание станет достойным ответом на непростые вызовы, которые стоят сейчас перед российской экономикой», – сказал Путин.
Санкции, по словам Владимира Путина, – это не только проблемы, но и возможности. Этому способствует и изменение курса рубля, который повышает ценовую конкурентоспособность российских товаров.
«Нужно понимать, уважаемые друзья, что такие возможности могут быть ограничены во времени и ими нужно грамотно, максимально быстро воспользоваться для наращивания несырьевого экспорта и для проведения интенсивного освоения собственного рынка. Вот наши партнеры прозреют в некоторых странах, санкции отменят, а нам что делать? Нам придется тоже как-то реагировать на это, иначе мы попадем в достаточно сложные условия в отношениях в рамках ВТО. Вот пока этого не произошло, нужно действовать энергично», – напутствовал Путин.
«Средние» бизнесмены использовали форум, чтобы попросить у главы государства как можно больше. Из потока пожеланий выяснилось: предпринимателям не хватает практически всего – безопасности от преследования силовиков, экспортной поддержки и доступа к госзакупкам.
Предпринимателей в России мало, и их становится все меньше, на средний бизнес – основу экономики развитых стран – приходится не более 17% занятых, сказал в своем докладе, где имелся внушительный раздел «Книга жалоб и предложений», бизнес-омбудсмен Борис Титов. Доклад с неутешительными данными был представлен в ходе встречи глав предпринимательских объединений с главой государства во время форума.
Из доклада следует, что более половины деловых людей по-прежнему считают ведение бизнеса в стране небезопасным. Это подтверждает и статистика обращений к бизнес-омбудсмену – почти половина из них связана с незаконным уголовным преследованием предпринимателей, на втором месте – обращения по вопросам нарушения прав малого бизнеса.
Вследствие этого «бизнес уходит в офшоры вовсе не из-за налогов», напомнил президенту сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров. «Если ситуация с безопасностью не улучшится, то предприниматели вновь будут «голосовать ногами» (выводить капиталы), – предупредил Назаров и попросил довести «до логического конца» поручения в части правки Уголовного кодекса, данные президентом по итогам апрельского заседания Госсовета.
Еще предприниматели недовольны излишним интересом со стороны ФАС: на малый и средний бизнес приходится 36% проверок службы, тогда как на сотню крупнейших компаний – 11%. Владимир Путин в ответ на этот и подобные запросы заметил, что запросы бизнеса стоит высказывать «публично и прозрачно». «Нельзя допускать, чтобы бизнес закулисно влиял на принимаемые властью решения, особенно в свою пользу по конкретным направлениям, предприятиям».
Нашлись слова и для чиновников. Предпринимателям, приходящим во власть, надо «прекращать личный бизнес», предупредил Владимир Путин, признав, что пока это не так: «Формально на кого-то переписали, а фактически продолжается руководство бизнесом, а значит – и использование своего служебного положения».
На форуме от предпринимателей звучало очень много предложений. Со многими из них Владимир Путин согласился, с чем-то – поспорил. Например, с идеей предоставить российским компаниям привилегии во время участия в конкурсах за получение государственных заказов.
«Пока действуют против нас санкции, мы могли бы временные позиции внести и в 44-й Закон о госзакупках, и в 223-й закон, который регулирует закупки государственных компаний и естественных монополий. То есть если есть два участника, допустим, российских, то исключается заявка участника иностранного. И пока они не отменили санкции, это вполне естественная конструкция, которая, в общем-то, должна работать», – отметил сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян.
«А нужно нам совсем лишить конкуренции внутренний рынок? Нужно ли совсем иностранцев исключать? Я не знаю, – отвечал Путин. – Это опасная вещь. Ведь понимаете, известно, что Форд развил в свое время массовое производство автомобилей, но не только за счет того, что он довел до совершенства своего времени конвейерное производство, а за счет того, что он сочетал цену своего товара и качество. И это пошло, что называется, в массы. Это имело колоссальный успех. Вот это золотое правило бизнеса. Мы никогда об этом не должны забывать».
Предприниматели в свою очередь отмечали, что иностранные коллеги часто неохотно идут навстречу российскому бизнесу. Найти компромиссы непросто. И если зарубежного инвестора что-то не устраивает, он часто сворачивает свой бизнес и уходит, забирая свои технологии.
«Мы должны обеспечить им постоянную прописку на российской земле. И суть в том, что, запуская такой трансферт, мы должны запустить его так, чтобы технологии и компетенции, переносимые в процессе локализации, остались у нас вне зависимости от настроения иностранного инвестора», – отметил президент общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Алексей Репик.
«Да, и здесь, безусловно, важно, я не могу не согласиться, важно нам стабилизировать эти ноу-хау, которые приходят в нашу страну, и, безусловно, очень правильным направлением является приобретение интеллектуальных прав, лицензий и создание научных центров по разработке новейшей техники. Надо переносить центры сюда, компетенцию создавать здесь, как на некоторых предприятиях автопрома происходит, сюда надо тащить. Не просто продукцию, не просто локализовать лакокраску (что тоже важно, и это тоже, кстати, высокотехнологичный процесс), но этого недостаточно, центры компетенции сюда надо переносить, и уверен, что об этом точно совершенно можно с партнерами договариваться. Они ведь прекрасно понимают, в чем заинтересована любая экономика мира, и здесь никакого эгоизма с нашей стороны нет и быть не может», – пояснил позицию государства Путин.
Импортозамещение было одной из центральных тем на форуме. Президент отметил, что отечественные производители получили немало преимуществ, но это не значит, что мы готовы полностью отказаться от продукции всех зарубежных производителей.
«Импортозамещение для нас – это не панацея, мы не собираемся все импортозамещать. Бессмысленно и глупо. Но там, где у нас точно совершенно может быть своя собственная компетенция возрождена либо создана заново в рамках так называемой современной новой экономики, там, конечно, к этому должны стремиться, но, повторяю, не для того, чтобы отгородиться, а чтобы дать толчок собственному развитию», – подчеркнул президент.
Предприниматели просили главу государства сделать идущий в стране процесс импортозамещения более массовым – не ограничиваясь ВПК. Говоря на эту тему, участники форума вообще предпочитали выражаться в терминах экспортоориентированности, отмечает «Коммерсантъ».
В качестве препятствий к выходу на внешние рынки они называли долгий возврат НДС, нехватку инфраструктуры (в частности, для экспорта в Китай), контроль за трансграничными ценами (демпингующих экспортеров штрафуют), сложности сертификации российской продукции за рубежом.
Президент «делороссов» Алексей Репик предложил вдобавок к создаваемому центру экспортной поддержки запустить в формате государственно-частного партнерства особое агентство трансфера технологий, которое помогало бы компаниям перенимать зарубежные инновации.
Владимир Путин инициативу поддержал, пообещав потенциальным экспортерам «инвестлифт». Как пояснил глава направления «Новый бизнес» Агентства стратегических инициатив Артем Аветисян, речь идет о соглашении между Агентством стратегических инициатив (АСИ), Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) и Национальным экспортным центром по предэкспортному финансированию. РФПИ планирует выделить средства, чтобы входить в капитал компаний-«предэкспортеров», АСИ будет помогать «упаковывать» проект и снимать возможные административные барьеры.
Серьезным препятствием остаются требования к сертификации. Как пояснил Антон Данилов-Данильян, у разных госкомпаний свои собственные сертификационные центры, и один и тот же товар приходится много раз сертифицировать. Он также просил президента поддержать поправки о внедрении так называемых контрактов жизненного цикла, позволяющих закупать более дорогие, но и более качественные товары: «Норма есть, но она не работает, нет подзаконных актов, в итоге закупщики, опасаясь прокуратуры, закупают дешевое и менее качественное».
По данным экспертов, требуемая норма имеет все шансы быть включенной в готовящиеся сейчас Минэкономики поправки к 44-ФЗ. В то же время предложение ограничить доступ иностранных компаний к закупкам госкорпораций главой государства поддержано не было – национальные поставщики уже имеют 15-процентное преимущество в цене, полное исключение зарубежных конкурентов – «опасная вещь».