Накануне Дня музеев, который отмечается 18 мая, в Тюмени прошла традиционная и любимая горожанами акция "Музейная ночь". Как всегда, поклонников культурного досуга ждали необычные шоу, выступления артистов, игры и потехи на свежем воздухе. Кроме того, каждый музей, входящий в состав областного музейного комплекса, подготовил собственную программу с костюмированными экскурсиями, музыкой, стихами, мастер-классами, квестами, викторинами и, конечно, новыми выставками.
В музее "Дом Машарова", например, открылась ностальгическая экспозиция "Забытая забава детства", рассказывающая обо всем, что связано с диафильмами. Предназначена она прежде всего для детей – ведь на носу каникулы, но и взрослые наверняка будут рады вспомнить, как, бывало, зашторивали окна, включали фильмоскоп и погружались в немой, но красочный мир, оживающий на стене в луче света.
Создавать увеличенную проекцию изображения, нанесенного на стекло, умели еще в XVII веке, рассказывает автор выставки Анастасия Михайлова. Устройство под названием волшебный фонарь создавало карусель из картинок. Внутрь вставляли сначала свечу, потом масляную лампу, потом электрическую лампочку… После изобретения фотографии изображение стали наносить на пленку, и уже в конце XIX века в обиход вошли диафильмы и диапроекторы. Кстати, отличие диапроектора от фильмоскопа состоит в том, что на первом можно смотреть и диафильмы, и диапозитивы, а на втором – только диафильмы.
В нынешнем году исполняется 85 лет студии "Диафильм". В 30-е годы ее специалистам пришлось на ходу открывать творческие принципы, подходящие для статических фильмов. Оказалось, например, что нельзя просто взять и перенести на пленку книжную иллюстрацию, даже самую лучшую. Особенно если это рисунок на белом фоне – в кадре белых пятен быть не должно… В 70–80-е годы XX столетия диафильмы смотрели буквально в каждом доме, а также в школах, вузах и учреждениях всех мастей. Выпускалось множество моделей фильмоскопов, диаскопов, диапроекторов. От самых простых и относительно дешевых до громоздких высокотехнологичных аппаратов типа эпидиаскопа ЭПД-455, похожего на небольшую лазерную пушку. Это чудо техники, предоставленное дому Машарова Музеем истории науки и техники Зауралья, способно воспроизводить не только диафильмы и диапозитивы, но и изображения с непрозрачных носителей – открытки, фотографии, даже листья из гербария. Проектор "Киев-66 Универсал", попавший на выставку из частной коллекции, позволял просматривать диапозитивы разных размеров. Другой диапроектор, выпущенный в конце 70-х, создавал такую яркую картинку, что затемнять помещение не требовалось. Это было ультрасовременное устройство с пультом дистанционного управления и лазерной указкой.
Фильмоскопы для дома куда проще. Пара аппаратов до сих пор находится в рабочем состоянии, что позволяет сотрудникам музея развлекать посетителей диафильмами. Им хочется, чтобы сегодняшние дети, привыкшие к молниеносной смене картинок, смогли рассмотреть изображение не спеша, а заодно поиграть с куклами, которые некогда радовали их родителей. Игрушек на выставке много. Это и персонажи русских народных сказок, и герои мультиков, по которым делались диафильмы. Проигрыватель под стеклом напоминает, что порой диафильмы выпускались со звуковым сопровождением – но пластинка стоила дороже пленки, а поскольку пленку перематывали вручную, синхронизировать звук и картинку было практически невозможно, и на пластинку чаще всего записывали просто музыку. Под конец эры диафильмов появились фильмоскопы, похожие на портативные телевизоры. Это было развлечение для одного – изображение с пленки передавалось на экран, и картинка получалась слишком маленькой, чтобы смотреть ее всей семьей. Говорят, диафильмы выпускают и сейчас (например, в Венгрии), а для них производят диапроекторы (например, в Китае). Но это уже на любителя.
Как, скажем, прогулка во тьме по "старому городу", то есть по выставке деревянных наличников, на которую традиционно пригласил своих посетителей музей изобразительных искусств. А новая экспозиция "Поэзия стекла", подготовленная специально к "Музейной ночи", уводит в фантастический мир света и цвета – вы как будто попадаете в таинственную пещеру, полную мерцающих самоцветов и причудливых, текучих форм. Кажется, они сотворены самой природой, но на самом деле это произведения современных художников, работающих в технике выдувного стеклоделия. Не зря девизом выставки выбраны слова мастера-стеклодува Натальи Малевской-Малевич: "Стекло – это и капля, и отраженный звук, и свет, и перегородка между двумя мирами. Стекло – это галактика…"
А может быть, сказка? Год литературы и 200-летие Петра Ершова в музее отметили открытием выставки редких книжных иллюстраций "Мир сказки П.П. Ершова. Конек-Горбунок". Основу экспозиции составляют произведения 20–30-х годов – акварели, рисунки, литографии, рабочие эскизы Юрия Васнецова и Дементия Шмаринова. Васнецов трудился в ленинградском издательстве "Детгиз", которое провозгласило своей целью выпуск детских книг нового типа – высокохудожественных и познавательных. Работы москвича Шмаринова отличают реалистическая точность, психологическая проработка характеров и умение передать драматизм ситуации. Тут же представлены иллюстрации мастера "спонтанного рисунка" Владимира Милашевского, омского пейзажиста Кондратия Белова, Вадима Преснякова из Смоленска. Дополняют выставку произведения декоративно-прикладного и народного искусства – дымковская игрушка, палехская и городецкая роспись.
Постоянная экспозиция "Арт-коллекция" подарила музейным полуночникам встречу с творениями классиков былых столетий. Этажом выше гостей ждали гравюры классиков века XX – Миро, Пикассо, Кандинского. А также выставка "Саквояж" наших современников из Санкт-Петербурга. Красочные, солнечные сценки из жизни Натальи Тур и карнавальные фантасмагории Петра Фролова. Его произведения особенно понравились тюменцам – невероятные сюжеты, небывалые герои, множество тщательно прописанных деталей, которые можно рассматривать долго-долго. Тигры в безумных нарядах, слоны, совы, музыканты и шуты, лемур на лыжах, лебедь в очках и шляпе, диковинные создания, которым трудно подобрать имя… Такое не увидишь во сне – такое может родить только воображение художника. Ночью в музее происходит много удивительного, загадочного и интригующего… Но с наступлением утра чудеса не исчезают. Они замирают и ждут – тех, кто захочет вернуться и рассмотреть их при свете дня.