Всё это о Коньке

Говорят, Ершов писал своего "Конька-Горбунка" не для детей… По-настоящему талантливые произведения не знают возрастных границ. Но если малыши из поколения в поколение с увлечением следят за приключениями Ивана и его дружка о четырех копытцах, то взрослым этого мало: они тянут за ниточки смыслов, заложенных в сказку автором, и порой сматывают из них целые клубки научных исследований, которые воплощаются в диссертациях, монографиях, журнальных статьях и популярных книжках.

Сказка для взрослых

Целую стопку новых книг, посвященных Петру Павловичу и его легендарному «Коньку», собрали в Тюменской академии культуры, искусств и социальных технологий, чтобы представить широкой публике на очередном заседании клуба "Читать модно!".

Главной героиней этого книжного парада стала монография, созданная коллективом авторов под руководством профессора ТюмГУ Сергея Комарова. Научный труд «Творчество П.П. Ершова: сказка и стих» открывает серию «Литературные звезды Сибири», затеянную совместно с ишимским пединститутом. Героями второго тома стали Чехов, Вампилов и Шукшин. Профессор Комаров уверен, что серию удастся продолжить – особенно теперь, когда пединститут стал филиалом Тюменского госуниверситета. В планах – выпуски о сибирской поэзии и сибирском романе. Ишимец Григорий Сильченко, один из авторов монографии, сожалеет, что, потеряв самостоятельность, его родной вуз лишился и имени Ершова, которое с гордостью носил почти четверть века. Сам Сильченко посвятил знаменитому земляку кандидатскую диссертацию и собственную монографию "Литературное творчество Ершова: поэтика комического". При этом он рассматривал не только "Конька-Горбунка", в котором – мы знаем – есть над чем посмеяться, но и произведения Ершова для театра, например, «драматический анекдот» под названием «Суворов и станционный смотритель», цикл повестей «Осенние вечера», поздние эпиграммы писателя. Ершов всю жизнь проработал в сфере образования, пройдя путь от гимназического учителя до главы дирекции училищ Тобольской губернии, и потому не раз острил на близкую ему тему: "Осел останется ослом, хоть дай ему магистерский диплом"...

Комическое начало у Ершова органично сочетается, в частности, с началом религиозным, православным – причем в одних и тех же произведениях. Советское литературоведение, по понятным причинам, этот факт вниманием обходило, предпочитая изучать фольклорные истоки сказки. В монографии под редакцией Комарова на «Горбунка» взглянули по-новому. Во-первых, как на литературное, авторское творение – со множеством аллюзий и в то же время оригинальное. Более того, «это попытка Ершова создать русский национальный вариант божественной комедии», – утверждает Комаров. Ершов-сказочник обнаруживает не только большое чувство юмора и знакомство с народной культурой, но и знание русской истории, а в его "Коньке" прослеживаются "библейские корни". Из писем и заметок первых биографов следует, что Ершов «был ориентирован на построение себя как художника религиозного плана».

Жизнь и творчество сибирского сказочника изучали многие. Краевед Геннадий Крамор из Ишимского культурно-досугового центра им. Ершова привез в подарок тюменцам целую библиотеку изданий, посвященных Ершову. Серьезный труд Татьяны Савченковой, кандидата наук из Ишима, шикарный трехтомник Виктора Уткова, авторитетного исследователя творчества Ершова, изданный на средства его родных, книгу с говорящим названием "Великий сказочник" Григория Ильичева, лауреата ершовской премии, почтовую карточку с маркой и рисунком на тему сказки, журнал о Ершове… Много? Мало! – уверены участники встречи. В жизни и творчестве Ершова еще столько неизвестного – хватит на поколения исследователей. Да что там – нет даже полного собрания сочинений Петра Павловича… А значит, впереди еще много открытий.

Дорогами творчества

«…Остров на море лежит, град на острове стоит». Меж кустов – дорожки, у дорожек – избы, на обрыве – мельница, посередке – храм. По бокам у чудо-рыбы плавники расписные, над головой – гребень, будто кокошник из крупной чешуи. А рядом Ванюша-удалец верхом на коньке скачет навстречу сказочной судьбе своей... И Горбунок, и кит, и крестьянский сын Иван, и народ кругом, и кони с жар-птицами сделаны в мастерской замечательного керамиста Юрия Брусенцова, участника выставки «Дорогами Конька-Горбунка» в тюменской галерее традиционных промыслов и ремесел.

В 2009 году опытный мастер, прошедший школу Абрамцевского художественно-промышленного училища, создал семейное предприятие и занялся тем, к чему лежала душа, – интерьерной керамикой, игрушками, мелкой пластикой, возрождением изразцового промысла. Ему интересен опыт старых умельцев, и этот интерес вместе с секретами ремесла Брусенцов сумел передать сыновьям и дочерям. Лариса Чуфистова, директор центра прикладного творчества и ремесел, при котором действует галерея, указывает на крохотную фигурку, сделанную девятилетней Ксюшей по всем канонам, а они очень сложны и включают многократный обжиг, нанесение ангобов, эмалей…

Случаи, когда талантливые дети идут по стопам творческих родителей, сегодня нередки. Пример – Виктор Долгополов, сын Николая Долгополова, чьи ажурные дымники и сегодня украшают старую Тюмень. Теремки из железа увенчаны витиеватыми узорами, фигурками птиц, зверей, всадников. Зафиксировано больше пятидесяти типов дымников. А теперь этот список пополнился ершовскими сюжетами – вот гарцует Конек-Горбунок, вот бьет крыльями Жар-птица… Мастера Сергей Пронин и Андрей Сиваев тоже учились в Абрамцевском – кузнечному делу, художественной ковке. Для выставки выковали светильник – Жар-птицу, соединив металл с витражным стеклом. Легкая (на вид) огненная птица станет для кого-то прекрасным украшением интерьера, а фрагмент сказочного царского дворца предназначен быть… наконечником столба. Скажем, у чьего-нибудь загородного дома. Дворец вдохновлен красотой Тобольского кремля и напоминает одну из его башен.

В выставке к 200-летию Петра Ершова приняли участие мастера и творческие объединения из Тюмени, Тобольска, Ишима, Ялуторовска, Абатского, Заводоуковского районов и даже из других областей. Прислали творения своих искусников Киров, Пермь, Екатеринбург, Лысьва, Горнозаводск, Ижевск. Ишимская ковровая фабрика представила два небольших ковра, один из них воспроизводит иллюстрацию художника Юрия Васнецова, сделанную в 1938 году. Эта махровая картина начинает большой проект «Петр Ершов. «Конек-Горбунок». Ковровая книга», который будет включать в себя 15 ковров по рисункам лучших отечественных иллюстраторов. Мастера Нижнетавдинского района привезли традиционных птиц из щепы – их тут же прозвали сибирскими Жар-птицами. Мастерица из Тобольска создала керамические панно на тему сказки – объемный рисунок не вылеплен, а вырублен в глине приспособлением, похожим на нож. Не остались в стороне и косторезы. Братья Арангуловы сотворили чудо-кита из кости мамонта, на спине кита – старый Тобольск. Своих Коньков, Китов и Жар-птиц представили Ирина Могутова, Мунир Кульмаметов, Наталья Денисова. А Зинаида Ластовская показала не только работу из бивня мамонта, но и интересные шахматы из карельской березы. «Многие мастера-косторезы еще и великолепные резчики по дереву, – отмечает Лариса Чуфистова. – Зинаида Андреевна эти шахматы нигде не выставляла, они у нее тридцать лет пролежали дома».

Искусство профессиональных мастеров восхищает. Но когда придет майская «Ночь музеев», попробовать себя в ремесле и рукоделии сможет каждый. Гостей галереи научат делать Конька-Горбунка и Жар-птицу из дерева, лыка, ткани, глины, соломы… Говорят, Тюмени нужен сувенирный бренд. Так что же подойдет на эту роль лучше образов из сказки «Конек-Горбунок»?


23763