Снимать фильмы на тему Великой Отечественной войны считали своим долгом практически все советские режиссеры. Другое дело, что не все в результате брались. Но каждый год выходили подобные картины. Одни стали «золотым фондом» отечественного кинематографа, другие прошли незамеченными. Этот жанр на экранах встречается наиболее часто. И хотя кажется, что уже все сказано, ленты о войне продолжают снимать по сей день.
Многие фильмы о Великой Отечественной стали лауреатами международных кинофестивалей. Причем не пафосные, лакирующие действительность, а пронзительные, подкупающие своей искренностью. Они рассказывают о простых людях, которые совершали подвиг каждый день не ради наград или заметки в газете, а ради самой жизни. Те, кто их снимал – режиссеры, актеры, сценаристы, и сами прошли войну.
Они могли точно воспроизвести каждую деталь, порой даже не нужны были консультанты. Но если авторы и не попадали на передовую, они все равно встречались с очевидцами, слушали новости с фронта по репродуктору, обсуждали их с друзьями и коллегами. И хотя далеко не все тогда можно было рассказать, они старались, чтобы фильмы получались правдивыми. И зрители им верили.
Определить лучший фильм о войне невозможно, все зависит от нашего восприятия, а не только от актерской игры, работы оператора и режиссера. Иногда и простая, где-то наивная история может оказаться более созвучной зрительскому сердцу, нежели героическая повесть. И во времена, когда еще не знали компьютерных технологий, снимали батальные сцены, поражающие воображение своим масштабом. Порой они выглядят более реалистично, чем современные спецэффекты.
Конечно, государство не жалело средств, нанимали тысячи статистов, взрывали настоящую боевую технику. Но без хорошо продуманного сценария, четкой слаженности всех служб ничего бы не получилось. Нынешним режиссерам проще, но в погоне за яркой картинкой иногда они забывают, ради чего вообще взялись снимать такое кино. Лично мне кажется кощунственным формат 3D для подобных фильмов. Ведь они должны не развлекать, а заставлять задуматься о хрупкости мира, о том, какой ценой нам досталась победа, и о том, как не допустить повторения. А сделать это можно, только если уметь извлекать уроки из прошлого.
Многие критики, и совершенно справедливо, отмечают, что нынешние фильмы на военную тематику гораздо слабее советских. С другой стороны, невозможно снять еще одни «Летят журавли» и «Балладу о солдате». Такое попадание в цель случается один раз. Поэтому мне совершенно непонятно, зачем взялись переснимать шедевр «А зори здесь тихие». У авторов предыдущей картины не было эксклюзивных прав на литературный первоисточник – роман Бориса Васильева. Этим и пользуются теперь последователи. Ведь никто не может запретить ставить, к примеру, Шекспира. Причем в том варианте, который больше нравится. И под предлогом юбилея Победы Ренат Давлетьяров взялся за этот материал. Его главный аргумент – я так вижу.
А в глазах у него голливудская картинка. С первых же кадров появился намек на эпохальность, но история, по сути, негромкая. Нужно показать всю трагедию молодых девчонок, оказавшихся в пекле войны. Они должны любить, рожать детей, радоваться жизни, однако судьба распорядилась иначе. Любопытно, но многие сцены словно подсмотрены у Ростоцкого (автора культового фильма), однако и им придан излишний лоск. Другие – выдумка режиссера, например, купание девушек в водопаде.
Я помню, люди даже с крепкой психикой не могли видеть, как Лиза Бричкина тонет в болоте. В новом фильме этому моменту уделяется минимум времени, зато больше батальных сцен. Старшина Васков утратил свой характерный говор, теперь он больше похож на героя-одиночку из боевиков. Он мрачен, сдержан и готов спасать мир. Одна из моих коллег после просмотра сказала, что могло быть и хуже. Могло, но не стало и лучше. Отсюда возникает другой вопрос: зачем?
Кстати, это не первая попытка переснять «А зори здесь тихие». Несколько лет назад уже выходил сериал, сделанный совместно с китайцами. Но он не получил широкой рекламы и остался незамеченным. Когда-то в интервью с Ольгой Остроумовой (сыгравшей Женю в оригинальной версии) я спросила, как она относится к ремейкам. Ольга Михайловна заметила: пусть снимают, публика в очередной раз убедится, что наш фильм лучше. Другое дело, новое поколение не смотрит старые ленты, и все более важную роль играет именно картинка. Я уже не говорю о том, чтобы они удосужились прочитать саму книгу. И ленту 2015 года вполне могут воспринять как оригинальную.
Сомневаюсь, что молодежь в своей массе читала и роман Александра Фадеева «Молодая гвардия» или смотрела фильм Сергея Герасимова. А там снималась целая плеяда будущих звезд советского кино, тогдашних выпускников мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой во ВГИКе. Лента получилась очень достоверной, это признавали и родственники погибших героев Краснодона. Однако и тут, видимо, решили показать что-то новое. И скоро мы все по телевизору увидим, как в XXI веке представляют историю молодогвардейцев. Из релиза я опять лицезрела голливудскую картинку, очень смахивающую на некоторые боевики. Ради любопытства посмотрю пару серий, чтобы понять в очередной раз – зачем?