30 лет назад, в марте 1985 года, всем телезрителям Советского Союза предложили заглянуть в будущее. Узнать, как станет выглядеть Москва через сто лет, что будут носить ее жители, каких гостей встречать, куда ездить в туристические путешествия.
На экраны страны вышел пятисерийный фильм режиссера Павла Арсенова «Гостья из будущего», моментально ставший хитом. Цитаты из него можно было услышать и в школьных коридорах, и в студенческих аудиториях, и даже в курилках.
Конечно, попытки снять научную фантастику предпринимались и раньше. Но именно этот проект, с точки зрения мировой общественности любителей фантастики, абсолютно далекий от канонов, оказался самым удачным. И не только для своего времени. Здесь сошлось многое. В первую очередь замечательное произведение Кира Булычева «Сто лет тому вперед», положенное в основу сценария. Что-то изменили, но канва сохранилась. Книга являлась частью серии о приключениях Алисы Селезневой. Писатель посвятил ее своей дочери, поэтому, если внимательно прочитать всю серию, можно проследить жизнь Алисы с раннего детства до взросления. Почему взяли именно этот роман? Из-за совмещения двух времен – действие разворачивается в настоящем и будущем, это позволило проникнуться происходящим.
Еще одним немаловажным фактором стал выбор актеров, как школьников, так и на роли взрослых – учителей, родителей, космических пиратов. Кастинг шел по всей стране, ребят искали на киностудиях, в драматических кружках и просто на улице. Главную героиню утвердили сразу, как только режиссер увидел снимок Наташи Гусевой. Он понял, что нашел Алису Селезневу – милая девчушка с огромными глазами показалась ему настоящей пришелицей из будущего. Ведь если верить романам Булычева, нас ждали прекрасные времена: бесплатное обслуживание населения, полеты в иные миры, составление словаря языка дельфинов, в котором активное участие принимали и школьники. Все здоровы, счастливы, поглощены высокими целями. Словом, идеальный мир. И гостья из него должна быть идеальной девочкой – умной, спортивной, отзывчивой. Но главное – обладать притягательной внешностью, которая сразу же бы обращала на себя внимание. Стоит отметить, до начала съемок Наташа Гусева не пользовалась успехом у мальчишек. Да и во время работы над фильмом у нее не появилось воздыхателей. Все изменилось после премьеры – Гусева тут же стала кумиром целого поколения, она мешками получала письма от поклонников, ей признавались в любви, предлагали дружить. Наиболее настырные отыскивали адрес девочки и дежурили под окнами. Позднее Гусева вспоминала, что долгое время не могла спокойно пройти по улице и до сих пор вздрагивает, когда слышит имя Алиса. Но это не помешало ей сняться в еще одной экранизации Булычева «Лиловый шар», опять же в роли Алисы Селезневой. Потом был замечательный, но, к сожалению, ныне совершенно забытый фильм «Воля Вселенной», уже не фантастика, как могло показаться из названия, а сложная психологическая история о первой любви и предательстве. После чего Наташа решила завязать с актерской карьерой, где ей сулили большие перспективы, и посвятила себя науке, став биохимиком, о чем никогда не жалела.
Как это часто бывает, никто из ребят, блиставших в столь популярном фильме, не связал свою судьбу с кинематографом. Для многих это вообще их единственный проект. Трагичнее всего сложилась жизнь исполнителя роли Коли Герасимова Алеши Фомкина. Он погиб на пожаре, а до этого долго страдал от невостребованности и невозможности дальше сниматься в кино. Многие, раз вкусив славы, навсегда остаются зараженные ею, и трудно смириться, что никогда не услышишь команду: «Камера! Мотор!».
Если говорить о взрослых актерах, то тут в первую очередь стоит вспомнить потрясающих Вячеслава Невинного и Михаила Кононова, сыгравших космических пиратов Весельчака У и Крысса. В кадре они преследовали Алису и ее друзей, за кадром ребята просто обожали этих артистов. Небольшую, но очень интересную роль исполнила Наталья Варлей. Ее тренер Марта Эрастовна все та же спортсменка, комсомолка и просто красавица, только ставшая чуть старше и опытнее, а еще – блондинкой. Манекенщица Московского Дома моделей Елена Метелкина предстала еще одной гостьей из будущего – специалистом института времени Полиной. Именно для нее придумывали костюмы, которые должны стать актуальными в 2084 году.
Когда я смотрела фильм уже взрослой, мне они чем-то напомнили моду 70-х годов ХХ века. Хотя, как известно, стиль имеет тенденцию возвращаться. К слову, этой героини нет в романе, она целиком плод фантазии сценаристов. Они же решили, что в будущем роботы приобретут человеческий облик. Авторы, еще до Терминатора, придумали замечательного робота Вертера (Евгений Герасимов), погибшего в бою с пиратами. Недавно в одной из песен, рассказывающей о нашем детстве (середине 80-х), были такие слова: «Когда умер Вертер, мы все рыдали». Возможно, современной молодежи не совсем понятно, о чем идет речь, но у людей того поколения моментально перед глазами возникает кадр из «Гостьи из будущего». Сам же фильм подарил нам замечательную композицию Евгения Крылатого «Прекрасное далёко».
И пусть сейчас, при наличии современных технологий, «Гостья из будущего» смотрится немного наивно, но для многих этот фильм до сих пор остается любимой фантастикой. Однажды мы собрались компанией, поставили диск с лентой и вполне серьезно пришли к выводу: «Это лучше «Звездных войн».