Международным финансовым организациям США, таким, как ВБ и МВФ, это грозит потерей доверия
В рамках Азиатского экономического форума, проходившего в Боао (провинция Хайнань , Китай), первый вице-премьер Игорь Шувалов объявил о вступлении России в Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (Asian Infrastructure Investment Bank, AIIB), учредителями которого стали уже 27 стран.
Помимо России, за выходные к Asian Infrastructure Investment Bank примкнули Нидерланды, Дания и Австралия. Они пополнили список ранее присоединившихся Великобритании, Франции, Германии, Италии, Швейцарии и Люксембурга. А также 20 азиатских стран – Индии, Сингапура, Вьетнама, Филиппин, Монголии, Бангладеш, Брунея, Камбоджи, Казахстана, Кувейта, Лаоса, Малайзии, Мьянмы, Непала, Омана, Пакистана, Катара, Шри-Ланки, Таиланда и Узбекистана.
Другие западные страны также выражают заинтересованность в создаваемой организации. Однако наталкиваются на давление со стороны Вашингтона, открывает тему The Financial Times.
Напомним, создание Asian Infrastructure Investment Bank с уставным капиталом порядка 100 млрд долларов в 2014 году инициировал Китай с целью финансирования инфраструктурных проектов в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Банк должен усилить экономическое влияние Китая в мире и укрепить позиции страны в Азиатском регионе.
Планируется, что AIIB будет способен конкурировать с Международным валютным фондом (МВФ), Всемирным банком и Азиатским банком развития, в которых у США и их союзников достаточно высокая квота.
Здесь, видимо, следует пояснить, что квота каждой страны в МВФ, куда входит 188 стран, определяется удельным весом в мировой экономике. Чем больше экономика, тем выше квота. Квота также включает максимальный размер финансовых обязательств каждого государства перед МВФ, размер кредита, который страна вправе получить, и, соответственно, число голосов в управлении фондом.
Международный валютный фонд – очень политизированная структура, отмечают эксперты. Кредиты МВФ обусловлены не только экономическими требованиями, но и политическими, поскольку консолидация бюджета, приватизация, стабилизация курса национальной валюты и даже уровень тарифов на газ –это элементы большой политики.
Россия не нуждается в кредитах МФВ. Перезагрузка системы управления фонда нужна РФ для укрепления своих позиций в принятии решений относительно финансовой помощи другим странам и, следовательно, для усиления экономического и политического влияния.
Китай призывает США решить проблему реформирования квот, которые должны отражать возросшее влияние развивающегося мира. Американские законодатели тянут с решением с 2010 года: пересмотр квот стран – участниц МВФ уменьшит влияние Соединенных Штатов в фонде и повысит роль таких стран, как Китай, Бразилия, Индия и Россия.
Претензии в связи с затягиванием реформы звучали со стороны министерства иностранных дел КНР, где напоминали, что реформа квот призвана дать развивающимся экономикам, в первую очередь Китаю, России и другим странам БРИКС, больше прав в управлении крупнейшей международной финансовой организацией. В результате реформы квот Китай может стать третьим по значимости после США и ЕС держателем акций фонда.
Минфин Индии неоднократно высказывало разочарование отсутствием решения о реформе квот из-за «непоследовательности американского конгресса».
Неназванный чиновник минфина Южной Кореи также выражал сожаление в связи с тем, «предлагаемая реформа квот провалилась в конгрессе США в последнюю минуту».
Российская Федерация вступила в МВФ 1 июня 1992 года. Председательствуя в G20 в прошлом году, Москва пыталась решить проблему перезагрузки фонда, но безуспешно.
Это же можно сказать и о Всемирном банке и Азиатском банке развития.
И вот на горизонте появился Asian Infrastructure Investment Bank, где ключевым игроком будет Китай, а ведущие страны Европы решают для себя в неподконтрольный американцам процесс влиться.
США удерживали своих партнеров от присоединения к AIIB как могли, продолжает тему «Газета.ru». В середине марта за решение стать учредителем Asian Infrastructure Investment Bank США подвергли резкой критике своего основного партнера – Великобританию.
Высокопоставленный сотрудник американской администрации рассказал The Financial Times, что британское «решение было принято практически без консультаций с США» и вопреки опасениям Вашингтона относительно новой финансовой структуры.
Явное недовольство у Штатов вызвала и подача заявок на членство в Asian Infrastructure Investment Bank ключевых союзников США в АТР – Австралии и Южной Кореи.
По сообщению «Синьхуа», стать учредителем банка намерена Саудовская Аравия.
В субботу на экономическом форуме в Боао первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов объявил о намерении России присоединиться к Asian Infrastructure Investment Bank. Как отмечал Шувалов, AIIB «будет создавать дополнительные возможности для развития и процветания»:
– Многие эксперты считают Asian Infrastructure Investment Bank потенциальным конкурентом Международному валютному фонду и Всемирному банку. Но это не так: AIIB будет дополнять существующую мировую финансовую архитектуру. Я вижу комментарии о том, что кто-то противодействует созданию этого банка, потому что видит в нем альтернативу Всемирному банку и, возможно, зарождающейся новой системе, которая будет противодействовать МВФ. Мы эту повестку не исследуем, мы так не думаем, – передает РИА «Новости» слова первого вице-премьера, сказанные в кулуарах экономического форума в Боао.
Как заявил министр финансов Китая Лоу Цзивэй, глава КНР Си Цзиньпин одобряет решение России:
– Председатель приветствует решение России вступить в Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. От имени профильного ведомства я также выражаю искреннюю благодарность за дальновидность президента Путина и за оказанную Россией поддержку AIIB, – сказал министр.
Вступление России в создаваемый Китаем Asian Infrastructure Investment Bank создаст благоприятную почву для инвестиций в РФ, а российским компаниям позволит принимать участие в инфраструктурных проектах в Азии, считает известный китайский экономист, профессор Института экономики и управления Университета Цинхуа Ли Даокуй.
«Экономика России будет большим игроком в AIIB. Вступление в банк позволит России стать благоприятной почвой для инвестиций. Членство в банке также позволит российским компаниям участвовать в строительстве инфраструктурных проектов в АТР», – цитируют профессора РИА «Новости».
По мнению китайского эксперта, Россия «будет важным игроком в этом новом глобальном экономическом институте». «Голос России будет услышан. Это хорошая новость как для России, так и для Китая».
Есть две причины, почему Asian Infrastructure Investment Bank стал привлекательным для западных экономик. Во-первых, Европа хочет, чтобы их компании получили возможность участвовать в инфраструктурных проектах в Азии. Во-вторых, по мнению Ли Даокуя, европейские страны «разочарованы поведением США» в МВФ и Всемирном банке.
«Европейские экономики, в особенности Великобритания, Германия, недовольны и разочарованы поведением США в МВФ и ВБ, где они заблокировали ряд реформ», – пояснил китайский эксперт.
Эксперты рассматривают Asian Infrastructure Investment Bank как потенциального конкурента базирующихся в США МВФ и Всемирного банка. После сообщений об успехах AIIB американский министр финансов США Джейкоб Лью предупредил, что международным финансовым организациям США, таким как ВБ и МВФ, это грозит потерей доверия.
Китай расширяет свое влияние, в том числе и в финансовой сфере, так что прямыми аналогами и/или конкурентами создаваемой организации и в самом деле являются Всемирный банк и МВФ, замечает на страницах «Эксперта» начальник отдела доверительного управления Абсолют Банка Иван Фоменко. Однако пока не очень понятно, кто будет руководить новой структурой, и чей голос будет решающим (как вообще будут распределяться голоса). Если это будет осуществляться пропорционально взносам, которые для нас могут быть незначительными, тогда РФ получит небольшое количество голосов и, по сути, окажется представлена в фонде в качестве наблюдателя и никакого решающего влияния не будет оказывать. То есть это будет лишь имиджевый проект. Китай же получит свою выгоду от вступления в Asian Infrastructure Investment Bank, так как сможет привлечь Россию к реализации собственных стратегических проектов.
Есть и другие мнения. Решение это не только имиджевое, полагает начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. Китай не на словах, а на деле строит многополярный финансовый мир. Китаю важно показать США свою укрепляющуюся роль в Азии, поэтому в противовес МВФ создается банк с огромным капиталом. Банк поможет экспансии этого капитала, китайского, прежде всего, в страны Азиатского региона.
Как бы там ни было, выгода России прежде всего в том, чтобы показать, что она тоже не чужая в регионе. Кроме того, в связи с санкциями, ограничивающими движение капитала, не исключено, что поддержка Азиатского банка нам пригодится.