Обвал рубля обеспечил конкурентное преимущество производствам полного цикла
В понедельник премьер Дмитрий Медведев в Горках провел совещание, направленное на устойчивое развитие российского автопрома. Правительство предпочло старые, проверенные меры, выделив 25 миллиардов рублей, с целью удержать рынок от падения хотя бы на четверть, а не наполовину.
Во вступительном слове Дмитрий Медведев отметил, что уже знаком с предложениями основного докладчика – главы Минпромторга Дениса Мантурова, и поддерживает их, но считает, что дополнительное обсуждение предлагаемых мер не помешает:
– Минпромторг подготовил предложение по дополнительной поддержке отрасли на общую сумму приблизительно 25 млрд рублей. Эти идеи мною как председателем правительства в целом поддержаны. В первую очередь они касаются субсидирования процентных ставок по автокредитам, снижения стоимости лизинга. Также предлагается провести дополнительную закупку грузового транспорта, коммерческого транспорта, специальной техники нашими федеральными структурами. Ну и, конечно, деньги должны выделяться только на покупку техники, которая собрана на территории нашей страны, – это очевидно.
В последовавшем докладе Дениса Мантурова действительно не было ничего нового – все озвученные меры поддержки в той или иной форме ранее уже звучали. Однако министру во время общения с журналистами своими туманными речами все же удалось внести некоторую интригу, открывает тему «Газета.ru».
Так, говоря о программе льготного автокредитования, которая должна заработать уже 1 апреля, Мантуров озвучил лимит, в который нужно будет уложиться участникам программы, – 700 тыс. рублей.
– Естественно, это не предполагается для стимулирования покупки дорогого сегмента. Поскольку у нас уже есть опыт по поддержке спроса – это будет порядка 700 тыс. рублей за автомобиль, – ответил министр на вопрос о предельном лимите цены автомобилей, которые подпадут под программу.
И тут же добавил, что могут быть какие-то корректировки, «но средняя цена именно такая».
По его словам, льготные кредиты будут доступны как для физических лиц, так и для предприятий.
– Причем мы специально не ограничиваем категории автомобилей. Это могут быть и легковые (и при этом легкокоммерческие), и грузовые автомобили, и автобусы, в зависимости от того, кто является приобретателем и в каком направлении это будет использоваться, – рассказывал министр журналистам.
Дополнительно выделяются средства на закупку муниципальными образованиями трамваев и троллейбусов – это около 600 млн руб. И серьезная сумма, почти 11 млрд рублей, выделена на закупку автотранспорта федеральными органами исполнительной власти.
Вице-президент Российcкой ассоциации дилеров (РОАД) Андрей Петренко позже пояснил, что главным образом под эту классификацию подпадают автомобили для силовых ведомств, включая ГИБДД и прокуратуру.
«В первую очередь это милиция, прокуратура, другие силовые ведомства, – пояснил Петренко. – Получается, что это может быть спецтехника, автомобили среднего ценового сегмента. Так, мы все видим, на чем ездит милиция: это Ford, Chevrolet, Renault. Не знаю, на чем ездят сотрудники прокуратуры, но это явно недешевые автомобили».
Денис Мантуров признал, что уже действующая госпрограмма утилизации старых автомобилей (с ее помощью старую машину можно обменять на новую, получив скидку) пока не оправдывает надежд – автомобилей покупается меньше, чем было запланировано.
– На сегодняшний день продано по этой программе порядка 38 тыс. автомобилей, а всего должно быть реализовано около 100 тыс., для того чтобы исполнить те параметры в 10 млрд, на которые мы рассчитывали выйти, – сказал Мантуров.
И сообщил, что дополнительно к ранее выделенным 10 млрд добавят еще пять:
– 5 млрд будут на тех же самых условиях. И эти средства будут в резерве, после того как будут выбраны 10 млрд по первому траншу.
Денис Мантуров отметил, что каких-то особых льгот для флагмана отечественного автопрома ОАО «АвтоВАЗ» не предусмотрено:
– Зачем? Дело в том, что какого-то серьезного сокращения не предполагается на «АвтоВАЗе». Все сокращения прошли в 2008–2010 годах.
По словам Мантурова, если в те годы цифра работающих на предприятии составляла 110 тыс. человек, то сегодня – около 50 тыс. человек, «зажиматься уже некуда». А так как рабочих массово сокращать не планируется, то и дополнительных мер поддержки завод не требует.
Самым сложным для автопроизводителей оказался прошлый месяц, который наверняка войдёт в историю российского авторынка как «чёрный февраль»: по данным организации «Ассоциация европейского бизнеса» (АЕБ), продажи новых машин сократились сразу на 37,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 128 тысяч машин.
Пьедестал бюджетного сегмента занимает Hyundai (-13,2%, 25 тысяч машин) и KIA (-12,5%, 23 тысячи авто). Lada показала результаты выше средних: -23,6% (41 тыс. проданных автомобилей).
Большинство марок потеряли 40–50% продаж (Nissan, Toyota, Mazda, Volkswagen, Mitsubishi и др.).
Но есть и те, кто провалился существенно ниже среднего рыночного показателя, – это Chevrolet (-74%), Ford (-78%), Citroen (-83%), Peugeot (-84%) и Honda (-90%).
Такое падение эксперты объясняют запаздыванием со сменой модельного ряда в России: интерес покупателей падает, а цены, наоборот, растут. Так, например, у Honda младший в линейке седан Civic уже «перешагнул» миллион рублей, в то время как конкуренты ещё держатся в пределах 900 тысяч; а новые модели Pilot и CR-V всё никак не доедут до отечественного потребителя.
Безмятежной гаванью в бушующем рыночном море традиционно является премиум-сегмент: продажи BMW за февраль скромно выросли на 6%; на 11% поднялся Lexus; плюс 18% прибавил Mercedes-Benz. А продажи Porsche так и вовсе подпрыгнули, достигнув рекордных +119% (381 реализованный в феврале автомобиль).
Не стоит удивляться такой статистике: как показывает опыт прошлых лет, продажи «премиума» в России всегда растут как на дрожжах во время любого кризиса, отмечают «Аргументы и факты».
В сложившейся ситуации иностранные компании ведут себя по-разному. Компания General Motors объявила о сворачивании бизнеса в России. Из страны уйдет марка Opel и большинство моделей Chevrolet. Завод GM в Санкт-Петербурге законсервируют, прекратится и сборка иномарок компании на ГАЗе.
– Изменение нашей бизнес-модели в России является частью глобальной стратегии по обеспечению долгосрочного успеха на рынках, где мы присутствуем, – пояснил президент General Motors Дэн Амманн. – Это решение позволяет избежать серьезных инвестиций в рынок с неясной долгосрочной перспективой.
– В настоящий момент наши автомобили, которые производятся в России, не обладают достаточным уровнем локализации, а ситуация на рынке не оправдывает серьезных инвестиций в повышение уровня локализации, – добавляет генеральный директор Opel Group Карл-Томас Нойманн.
Завод GM в Санкт-Петербурге, где производились Opel Astra, Chevrolet Cruze и Chevrolet Trailblazer, прекратит работу летом и будет законсервирован. Марка Opel полностью покинет российский рынок до конца 2015 года. В GM пообещали, что все гарантийные обязательства перед клиентами будут выполнены.
– Мы можем заверить наших клиентов, что будем продолжать исполнение гарантийных обязательств, а также поставку запчастей и сервисное обслуживание, – сказал Нойманн.
До конца года прекратится сборка Chevrolet Aveo на Горьковском автозаводе. Марка будет представлена в России произведенными в США премиальными моделями Corvette, Camaro и Tahoe.
Производство Chevrolet Niva в Тольятти, понятно, останется.
Затраты на реструктуризацию бизнеса General Motors в России составят 600 миллионов долларов.
Южнокорейский автоконцерн SsangYong приостанавливает поставки автомобилей в Россию в связи с ослаблением рубля и падением спроса, сообщает Reuters.
Согласно данным Корейской ассоциации автопроизводителей, в 2013 году SsangYong продал в России более 35 тысяч автомобилей, однако в 2014 году объемы продаж упали на 41% – до 21 258 автомобилей. В начале 2015 года количество проданных машин сократилось еще на 61%.
Операционные убытки компании, избежавшей банкротства в 2009 году, за минувший год составили $69,12 млн, в том числе из-за потерь в России. Возобновление поставок в РФ концерн не планирует до усиления российской валюты. SsangYong намерен увеличить экспорт в Европу и КНР.
– Рынок никак не отреагирует на заявление General Motors об отказе в производстве на территории России всей линейки Opel, а также Chevrolet за исключением премиум-сегмента. Причина проста: предложение автомобилей существенно превышает возможности рынка – и пустое место сразу же займут другие, – комментирует ситуацию автомобильный эксперт Игорь Моржаретто на страницах «Российской газеты».
Например, автомобили корейского производства. Соответственно и цены при этом вряд ли упадут или повысятся. Другое дело, что многие компании для себя сделают выводы из такого шага коллег-конкурентов и начнут тщательнее считать плюсы и минусы.
В том числе серьезно задумаются о производстве полного цикла, к чему на протяжении многих лет призывали российские власти. Те, кто призывам внял, «уже в шоколаде». Речь идет о Volkswagen, обосновавшемся в Калуге. Пока по полному циклу выпускается четыре модели – Volkswagen Tiguan, Skoda Octavia и Fabia, а также новейший Volkswagen Polo Sedan, разработанный специально для российского рынка.
Кроме того, продолжается крупноузловая сборка VW Multivan и Touareg.
В список Минпромторга для приобретения автомобилей по госпрограмме льготного автокредитования попал Volkswagen Polo Sedan российской сборки. До этого ни одна модель Volkswagen в перечень не входила.