"Довоюй, родной! Дотерпи, родной! Не давай вздохнуть злому ворогу! Мы за вас горой, вы за нас стеной, все у нас с тобой нынче поровну…" – пела молодая актриса в фойе театра "Ангажемент". Кутаясь в легкую шаль, проживала за героиню песни страх, горечь, гнев – и надежду.
Ее коллега постарше зачитывала будничные строки фронтового письма: "Оля, у вас картошка 80 рублей пуд, а у нас, в Кирове, 20 рублей килограмм. Молоко 10 рублей. Табак-самосад 18-20 рублей стакан, сена килограмм стоит 10-12 рублей…". Три раза в неделю за полчаса до начала спектакля, о чем бы он ни был, в фойе театра проходит "Вахта памяти" – артисты читают подлинные письма солдат, стихи о войне, и со старой пластинки звучит знаменитая "Рио-Рита" – как знак возрождения, гимн победы жизни над болью и отчаянием…
Идея проекта "Вахта памяти" возникла у директора и художественного руководителя молодежного театра "Ангажемент" Леонида Окунева еще в позапрошлом году. За поддержкой обратились в Государственный архив Тюменской области, и там охотно пошли навстречу. Менеджер театра по фестивальным проектам Людмила Суворова месяц сидела над письмами – вчитываясь, выбирая. В фондах архива хранится около двух тысяч комплектов документов, каждый включает собственно письмо, конверт-треугольник и фотографии, если они есть. Директор Госархива Ольга Тарасова рассказала о судьбе необыкновенного собрания.
Все началось с Книги Памяти в конце 80-х годов. Это был первый в Советском Союзе проект такого рода, и стартовал он в Тюменской области. Было издано семь томов, затем два дополнительных. "Работа была грандиозная, – вспоминает Ольга Петровна. – Вел ее совет ветеранов области, вдохновителем был тогдашний заведующий архивным отделом Тюменского облисполкома. Все делалось на базе Государственного архива Тюменской области. Появились публикации в средствах массовой информации. И люди начали приносить нам фронтовые письма. Сейчас все просто – можно отсканировать, сфотографировать, скопировать, размножить. Раньше таких возможностей не было, но люди передавали в архив письма, похоронки, и у нас создалась такая уникальная коллекция. В девяностые вышло первое издание сборника "Письма с фронта ". Но туда, во-первых, попали не все письма, во-вторых, они были, скажем так, хорошо отредактированы. Многие лишь отдаленно напоминали первоначальный вариант".
Сотрудники архива рады высокому интересу к военным документам и уверены: их надо пропагандировать. Несмотря на формальные сложности. Например, Закон «О персональных данных» и Закон «Об архивном деле» предполагают ограничения на доступ к личной информации и ее обнародование. Срок давности – 75 лет. Поэтому, зачитывая письма, артисты чаще всего называют авторов по имени-отчеству, опуская фамилии, хотя они, конечно, известны. Леонида Окунева поразило письмо, адресованное на улицу Самарскую – это же его родное Старое Городище. Получается, автор жил по соседству, ходил по тем же улицам, и дом его, возможно, еще цел… У артистов, конечно, нет возможности ознакомиться со всеми письмами. Что читать, за них решает режиссер, но порой глаз натыкается на волнующую деталь, и кто-то просит: "Я хочу вот это…".
О военных действиях солдаты, как правило, не писали – цензура строго следила за неразглашением секретной информации. Рассказывали о бытовом, мелочах. А вспоминать и мечтать никто не запрещал. "…Оля, с той стороны читай. Но плакать не надо. Я это вечером написал. Делать было нечего, а я мечтал и вот написал". Стихотворение – в старом, былинном стиле. "…Ах, взойди ты, солнце красное. Освети ты нам веселый день, прогони ты, утро яркое, с неба синего ночную тень. Сердце вещее разыгралося. И придет ко мне мой сердечный друг...». Порой письма приоткрывают неожиданные стороны военной жизни, иллюстрируют старые деревенские традиции, теперь уже забытые. А ведь, кажется, как недавно это было... У солдата родни – полдеревни, каждому надо поклониться, передать привет, и большую часть письма занимает перечисление родственников. Старались упомянуть всех, а в конце на всякий случай добавляли: "Прошу извинить, кого забыл". Потом уже писали о себе – коротко, одной строкой: "У меня все хорошо, я воюю, враг не пройдет. Целую всех. Ваш сын, брат, муж…».
Бумаги не хватало, и часто бывало, что солдат присылал домой письмо, а жена писала ответ на том же листе между строк. Или вот послание молодожена, призванного на фронт через три дня после свадьбы: "Если я когда-нибудь услышу, увижу, что ты с кем-то…". В этом письме, отмечает Ольга Тарасова, чувствуется нереализованная любовь огромной силы. А за письмом сразу – похоронка… Леониду Окуневу запомнились письма некоего Алексея Ивановича к женщине по имени Нюся: "Вы знаете, Нюся… Нюся, вы мне напишите… Нюся, а как мы с вами будем потом, когда встретимся…". Не встретились. Не потому что Алексей Иванович погиб – он уцелел, закончил войну и женился на другой. Такое тоже бывало. Да и по письмам чувствовалось, что Алексей Иванович большой охотник до женщин. Но, возможно, именно переписка с Нюсей помогла ему выжить. Сознание того, что где-то там, за горизонтом крови, боли и смерти, о нем думают, ждут…
Там, за горизонтом, было трудно и голодно. "Я узнал, что помимо довольствия на фронте была еще и зарплата", – удивляется Леонид Григорьевич. С передовой в тыл слали продукты из пайка, деньги. В одном из писем красноармеец сообщает: "Я отправил посылку, там три куска мыла. Напишите, получили ли вы ее". "Нам кажется, что тогда ничего не работало, – делится впечатлениями Ольга Петровна. – На самом деле инфраструктура работала так же, как до войны, особенно в тылу. Ходили посылки, денежные переводы. Это видно по точечным фактам, которые встречаются в письмах".
Акция "Вахта памяти" стартовала 20 февраля и продлится до Дня Победы. Это не спектакль перед спектаклем – хотя есть и сцена, пусть совсем маленькая, и прожекторы. Порой зрители в ожидании представления, на которое купили билеты, больше интересуются буфетом, и в фойе стоит шум. Но многие театралы, поклонники "Ангажемента", по пятницам, субботам и воскресеньям специально приходят пораньше, чтобы прикоснуться к живой истории, услышать голоса прошлого. Среди них преобладают женщины среднего возраста, констатирует Окунев. Но бывает и молодежь. Кое-кто приносит портреты дедов и прадедов, чтобы прикрепить их на установленную тут же, в фойе, Стену Памяти. В театре фотографии копируют, увеличивают, печатают на хорошей бумаге и одевают в рамку. Леонид Григорьевич призывает тюменцев: "Приносите фотографии ваших родственников, мы их оформим и прикрепим к Стене Памяти. Пусть, когда мы будем читать письма, они как-то присутствуют. Думаю, это нужно. Прежде всего нам".
"На плече твоем до зари лежать, О любви шептать ночью вешнею, Сыновей рожать, дочерей рожать, Исполнять свое дело вечное…" – поет актриса, наша современница, обращая к миру призыв Женщины. Той, что готова ждать и терпеть во имя будущего, но больше всего на свете ей хочется жить и любить сегодня, сейчас. Всегда…