Разведчик Александр Рычков

Разве думал подросток Саша Рычков из сибирского села Червишево, что через каких-то пару лет станет военным разведчиком? После восьмилетки, как и многие его сверстники, мечтал о дальних путешествиях. И когда услышал о комсомольском призыве по освоению новых профессий, не раздумывая, отправился в далекий Хабаровский край учиться на горного мастера. Но и месяца не проработал по полюбившейся ему профессии – грянула война.

Из дома написали, что отец и сестра Людмила ушли добровольцами на фронт. И семнадцатилетний Александр идет в военкомат с заявлением – призвать его в ряды Красной армии. Ему ответили: молод еще. Тогда Александр с друзьями отправился на железнодорожную станцию. Сели на первый поезд. Но в Чите их сняли и вернули в Хабаровск. Александр с этим не смирился и через какое-то время вновь «рванул» на защиту Родины. На этот раз его арестовали уже в Омске.

– Долго расспрашивали, – вспоминает ветеран. – Я рассказал, что отец и сестра воюют, а я в горах ползаю. В Омске как раз формировалась сибирская 121-я стрелковая дивизия. Хотя и не было мне восемнадцати, командиры, видя мою настойчивость, зачислили в роту автоматчиков. Недолгим было обучение. В один прекрасный день нас погрузились в эшелон.

Боевое крещение

Под Москвой их высадили, вручили автоматы ППД (его тогда уже сняли с производства), и… пешком до Воронежа. Сибиряки сразу пошли в наступление и освободили город. Рота автоматчиков, в составе которой был Рычков, получила приказ – захватить на железнодорожном узле Касторный немецкий штаб.

– На это логово фашистов мы напали так неожиданно,– рассказывает фронтовик, – что немцы повыскакивали из домов кто в чем... А мы уже очищали от фашистов окраины станции. Вижу: старушка с раненого немца стягивает валенки. Плачет и говорит: «Сынок, помоги снять мои валенки с этого гада да пристрели его, чтобы не мучился!». У меня слезы на глазах. помог ей и говорю: «Бабуля, убивать его я не буду, за нами идут ребята, которые разберутся, что с ним делать».

Языков брали врасплох

В разведку набирали самых смелых и смекалистых бойцов. Попал и Александр в разведшколу. Научился рукопашному бою, маскировке, психологическим приемам при стрельбе по преследуемому противнику, военным терминам на немецком языке и еще многому другому.

В своем первом походе за языком Александр был захватывающим. Шли по сумеречному лесу. Заметили искры, вылетавшие из-под земли. Землянка! Старший группы приказывает: разведать, сколько там немцев.

– Я подполз к землянке. Смотрю: один фриц – на посту. Остальные пьют, громко разговаривают. Что делать? Подождал, когда постовой сравнялся со мной, прыгнул с ножом ему на спину. Тот даже не вскрикнул. Мы бросились в землянку, дали из автоматов три очереди вверх. Их это парализовало. Схватил офицера, связал. Остальных пришлось прикончить. Этот офицер потом дал важные сведения.

За выполнение задания группу разведчиков наградили, Александра Степановича – медалью «За отвагу».

Мог попасть под трибунал

Математика и география Александру хорошо давались в школе и в училище. Пригодились они и в разведке.

Однажды молодой офицер умышленно ослушался командиров СМЕРШа. Это было при освобождении западных районов Украины. В горах оставались группы немцев и бандеровцы. После нападения на колонну наших войск и ранения генерала армии Николая Ватутина командование решило ударить по возможным местам скопления противника.

047-4-2– Меня вызвали в штаб, – продолжает фронтовик. – Выдали карту с нанесенными точками наводки минометных орудий. Посмотрел я и подумал: указаны низины, но в горах все тропы идут по горам. На картах они отмечены. Приказываю батарее бить по ним. Накрыли беглым огнем площадь до польской границы. Пошла пехота. И, представьте себе, все эти тропы были завалены немцами и бандеровцами. Офицер СМЕРШа подошел ко мне и сказал: «а ты ведь стрелял не по тем точкам, какие тебе указали!» И… пожал мне руку.

При освобождении Галича также отличилась батарея лейтенанта Рычкова. Наши войска потеснили фашистов к Днестру, сюда первым подошел и его расчет. Александр радировал командованию: «Здесь черным-черно от немцев, они не успевают переправляться через мост. Дайте приказ ударить по этому скопищу». Приказ получил. Батарея дала огонь. Немцы в панике давили друг друга, не зная, куда деться. Минометчики продолжали стрелять, пока не подошла пехота.

Спустя много лет, во время встречи участников боев в этих краях, местные жители спросили: нет ли среди вас того, кто уничтожил сотни фашистов? Им показали на Александра Степановича: вот командир батареи! Ему на обеде в честь Дня Победы оказали особые почести.

Бандеровцы никого не жалели

После Победы Рычкову вновь пришлось воевать с бандеровцами. В феврале 1946 года проходили выборы в местные органы власти. В селе, где базировались минометчики, роту Рычкова назначили охранять один из избирательных участков.

– Мы расположились в двухэтажной школе, – вспоминает ветеран. – Я расставил солдат у окон, дверей, на улице. Даже окоп выкопали. На вышке ребята с пулеметами на случай нападения. Пригодилось, бандеровцев отбили.

Как-то Рычков узнал: за продуктами бандиты ходят в дом лесника, что на отшибе. Направилась туда и группа захвата. Застали хозяйку, которая готовила суп в огромном чугунке. Ясно: для гостей с горы. Их встретили, что называется, во всеоружии. Но большая часть бандеровцев успела уйти. А Александр подстрелил командира, у которого был планшет с картами и другими документами. Оказалось – это сотенный. С сотней бандитов им не справиться. Планшет доставили в штаб, а за трупом решили прийти завтра. Когда пришли, тот был завален ветками. Значит, здесь побывали бандеровцы. Сотенного опознали местные жители…

Александр получает письмо из родного Червишево: отец вернулся раненым, мать заболела. Лейтенанту дали отпуск на месяц. Офицера с орденами и медалями на гимнастерке встречали всем селом.

Когда вернулся, командир полка сообщил, что Александр родился в рубашке: в ту ночь, когда он отправился в отпуск, бандеровцы взорвали дом, где Рычков квартировал.

– В том доме жила полька Зося с двенадцатилетним сыном, – вздыхает старый солдат. – У меня была комната с отдельным входом. Хозяйке я давал продукты, она готовила обеды. Той ночью бандеровцы взорвали дом вместе с Зосей и сыном…

С детства ничего не боялся

Интересуюсь у Александра Степановича, что помогало в самые трудные минуты?

– Смелость и молодость. Под Брянском был случай. Когда танки пошли в атаку, ехали на них и мы, автоматчики. Танк, на котором были я и командир роты, заглох на открытом поле. Мы оказались как на блюдечке у немцев. Да еще в затвор автомата попал какой-то сор, передернуть не могу. Стукнул о броню, приклад отвалился. Всё! Стрелять нечем. Командир кричит: «Давай сюда!». Я под танк, смотрю – недалеко немец убитый. Я под огневым прикрытием товарищей подполз, схватил автомат и пять полных рожков. Поднялись в атаку. Старлей только успел крикнуть, чтобы далеко не удалялись, и упал. Пуля попала ему в сердце. Он нас хотел уберечь, а сам погиб. Помню, родом он был из Комсомольска-на-Амуре.

– Нередко ночами ходил один делать рекогносцировку, чтобы определить, на какое расстояние подвести батарею, подбирался к самым передовым позициям. Как-то шел по колее, от только что прошедшего немецкого танка. Иду под дождем по грязи. Вдруг натыкаюсь на немца с автоматом. Он машет руками, подает знаки, шепчет: «Пух, пух!», мол, уходи, уходи отсюда! Я упал и пополз назад. Это тоже никогда не забыть, ведь он меня мог запросто пристрелить.

В Польше мы расположились на ночь на втором этаже двухэтажного здания. А наутро слышим немецкую речь на первом этаже, они там уже пушку в окно устанавливают. Так мы их гранатами забросали.

047-4-1– Почему нашу сибирскую дивизию немцы называли дикой? – рассуждает Александр Степанович. – Потому что, где прорыв, туда бросали сибиряков. Смелые, отчаянные ребята.

P.S. А.С. Рычков родился 25 февраля 1924 г.

Из рядов СА демобилизовался 3 июля 1946 г.

Работал физруком в Червишевской школе, преподавателем в школе ДОСААФ, инструктором орготдета Тюменского РК КПСС, старшим стрелком военизированной охраны ТЭЦ-1. С 1984 г. на пенсии.

Сын Анатолий погиб в Афганистане. Дочь Лида работает врачом в п. Винзили. Внуки навещают деда, ездят с ним на рыбалку.

А. С. Рычков награжден двумя орденами Отечественной войны I степени, орденами Отечественной войны II степени, «Красная Звезда», медалями «За отвагу», «За освобождение Праги», «За освобождение Киева» и многими памятными.


23443