Традиционная театральная неделя в Тюменском театре кукол нынче посвящена заслуженной артистке России Зинаиде Береговой. Для своего бенефиса она выбрала спектакли разных лет, позволяющие продемонстрировать все грани ее таланта и навыки кукловода.
Начнется неделя сказочным представлением в масках для самых маленьких «Маша и Медведь». Эта постановка в репертуаре Зинаиды Николаевны уже не одно десятилетие. Но она не надоедает зрителям, дети по-прежнему с интересом смотрят знакомую историю. А актриса вновь примеряет на себя образ Машеньки и сама становится маленькой девочкой. Профессия кукловода тем и хороша, что не имеет возрастных ограничений. Можно перевоплотиться в кого угодно, вдохнуть жизнь в любой персонаж. Зинаида Николаевна играет не только людей, но и птиц, рыб, бабочек и прочих волшебных существ.
Я познакомилась с Зинаидой Береговой еще в 90-е годы, и она сразу меня поразила своей искренностью и душевной теплотой. С тех пор было много встреч, я всегда с удовольствием смотрю спектакли с ее участием, с ней есть о чем поговорить. А для своих коллег она почти как мама. К ней всегда можно прийти за советом, за помощью, если не получается роль. Сама она умеет управлять самыми разными куклами и работать живым планом. Будучи заведующей труппой, она решает проблемы коллектива. У Зинаиды Береговой в трудовой книжке только одна запись – Тюменский театр кукол. Здесь она работает уже 40 лет. Согласитесь, редкая преданность одному месту работы, тем более что Береговая не уроженка Тюмени. Но, приехав в наш город сразу после окончания Саратовского театрального училища, осталась здесь навсегда. О чем совершенно не жалеет.
Впервые с таким явлением, как театр кукол, Зинаида Береговая столкнулась в первом классе. К ним в школу приехали артисты с постановкой сказки про царевну Несмеяну. Она настолько заворожила девочку, что та сидела не шелохнувшись. Все было удивительно и непривычно. Например, как из глаз царевны лились слезы. Такое детское впечатление навсегда врезалось в память. Потом, когда в школе набирали кружок «кукольников», она сразу же в него записалась. Говорит, что все детство прошло за ширмой. А первую собственную куклу для нее сшила бабушка, она и стала талисманом Береговой.
Я как-то спросила у Зинаиды Николаевны, почему она не пошла учиться на драматическую актрису, ведь все девочки мечтают блистать на сцене, чтобы их фотографии были в журналах. Она призналась, что никогда о таком не думала и всегда мечтала о профессии актера-кукловода. Может, еще потому, что в детстве у нее было мало собственных кукол, и она до сих пор помнит каждую. Как помнит и каждую свою роль. Считает, что не бывает одинаковых спектаклей. Зрители приходят разные, от этого во многом зависит, как все пройдет.
Ее любимая аудитория – малыши от трех до пяти лет. Если их по-настоящему увлечь, то они искренне поверят в чудо и ответят взаимностью.
В прошлогодней премьере – сказке «Дюймовочка», адресованной именно малышам, у нее сразу несколько ролей, несколько персонажей. Спектакль идет в непосредственной близости со зрителями, и тут нужно быть особенно убедительной. Недавно для ребят постарше возродили постановку «Подменыш» по произведению Сельмы Лагерлеф, Зинаида Николаевна там играет маму. Она работает «живым планом», а ее основным партнером является кукла, и они отлично взаимодействуют.
После многих лет возродили и «Женитьбу» по Гоголю, где у Береговой роль свахи Фёклы Ивановны. К сожалению, спектакль идет не очень часто. Когда-то в театральном училище студентов пугали далекой Сибирью. Родные нашли для Зинаиды Береговой место в Одесском театре кукол, но она решила идти своим путем. От этого выиграли мы – зрители. Ведь уже скольким поколениям знаком голос Зинаиды Николаевны, со сколькими ребятами она водила хороводы на новогодних интермедиях. Надеюсь, так будет продолжаться и дальше.
Семь желаний
В Тюменском театре кукол состоялась премьера спектакля «Цветик-семисветик.ru»
Юлия КОНКИНА
Юрий ХОЗЯИНОВ /фото/
Старую сказку на новый лад переложила тюменская писательница Елизавета Ганопольская, а воплотили ее замысел режиссер Сергей Грязнов и художник Сергей Перепелкин.
Где проходит основная жизнь современных детей? В школе и в Интернете. Социальные сети, скайпы и прочие навороты, которых не было еще лет пятнадцать назад, окончательно поглотили почти всех. Счастье, если у родителей есть время и желание водить своих чад в кружки и на тренировки. В основном же они доверили их воспитание компьютерам. Вот и действие нового спектакля начинается с общения по скайпу двух ровесников – девочки Жени и мальчика Вити. Они виртуальные друзья, никогда не встречавшиеся в реальном мире. Кажется, у ребят много общего, даже день рождения в один и тот же день. Разумеется, разговор вертится вокруг этого события, точнее, вокруг подарков. Дело в том, что Женя из семьи среднего достатка, а Витя – из более обеспеченной. И сей факт порождает у Жени некоторую зависть. А тут еще мама, постоянно разговаривающая по телефону по своим важным делам, заставляет убираться в комнате и сходить за хлебом. Вроде бы ничего сложного, но как не хочется. Женя бродит по комнате, заваленной игрушками, и сокрушается, что у нее мало вещей. Конечно, все познается в сравнении. Кто-то счастлив с одной куклой, другим не хватает целой игровой.
Мечты Жени отражены в ее песне – не трудиться, не учиться, все и сразу получить. Вроде и способ нашелся, ее крестная дарит ей волшебный цветок, исполняющий желания. Но чего хотят нынешние дети? Когда этот вопрос задали залу, ребята громко выкрикивали названия современных гаджетов, конструкторов, наиболее продвинутые хотели золото. То есть вещи материальные. Они являются для них наиболее желанными, нежели некоторое благополучие – свое или своих близких. Женины пожелания не конкретные, и от этого выполняются неточно. Идеи нужно выражать четко, тогда не будет путаницы. Захотела она, чтобы комната убралась сама по себе, а вещи оказались на своих местах. А если этих мест у них никогда не было. И начали они крутиться по помещению, а на пороге уже гости. Пришлось использовать лепесток для отмены желания.
О гостях разговор отдельный. Кого мы приглашаем на день рождения? Близких, друзей, родных, людей, с которыми нам комфортно. Женя же позвала так называемую элиту класса, они визуально представляют себя на красной ковровой дорожке, звездами первой величины. Как выяснилось, сейчас не модно ходить в гости, теперь праздники отмечают в ресторанах и дорогих клубах. Но это если у них, вернее, у их родителей, есть деньги. А что делать остальным? Самыми крутыми являются те, кто смог удивить друзей роскошным приемом. Надо сказать, что Женя позвала довольно странную компанию. Вряд ли отличница, которую называют Зубрилой, будет тусоваться вместе с первой красавицей и Пижоном. Добавьте сюда Ябеду, Ботаника и Рэпера. Смесь дьявольская, может, поэтому они надолго не задержались у Жени дома. Но настроение испортили, рассказав и показав в компьютере, как круто на Мальдивах отдыхает их одноклассник. Женя такое путешествие себе позволить не может, и от обиды она загадывает очутиться там, где никто не бывал. И оказалась на Северном полюсе в компании белых медведей. Настоящий экстрим, из ее знакомых точно никто ничего подобного не испытывал.
Как-то странно Женя использовала свои желания, остался всего один лепесток. На что же его потратить – стать королевой или великим ученым. Неужели современные дети не способны на бескорыстные поступки. Поразмышлять над этим вопросом предлагалось и зрителям. Честно говоря, их ответы не внушили оптимизма. А может, виноваты взрослые, озабоченные своими делами, зарабатыванием денег и ставившие все это во главу угла. И попадись нам такой цветок, на что бы потратили заветные лепестки.
Идея постановки этого спектакля у Сергея Грязнова появилась давно. Но произведение Катаева написано в 30-е годы, с тех пор мир кардинально изменился. Тогда и обратились к Елизавете с просьбой сделать современную версию. Она провела целое исследование, чтобы узнать, чего хотят нынешние школьники. Подключила к нему своего сына и его друзей. Скачала их плей-лист с музыкальными пристрастиями. Она также стала автором песен, прозвучавших в постановке. Сергей Грязнов очень доволен сотрудничеством с Ганопольской, возможность напрямую общаться с автором, вместе дорабатывать сценарий, что-то переделывать, выпадет очень редко. Спектакль получился очень динамичный, с современными мелодиями и неожиданными световыми решениями. Похоже, и зрителям он пришелся по душе.