От кризиса до кризиса, не видя приоритетов

Продолжение. Начало в №№33, 38.

Прошлую колонку я закончил цитатой премьера Медведева: ситуация в экономике не имеет быстрых и простых решений. И с этим можно согласиться. Отслеживая текущую информацию, я вспомнил фрагмент молитвы оптинских старцев: "Господи, дай мне терпение перенести то, что я не в силах изменить, мужество бороться с тем, что я могу преодолеть, а также мудрость отличить первое от второго и важное от второстепенного!"

Мне почему-то кажется, что этот текст имеет прямое отношение к вполне земным вещам. Мир удивляет фантастическими технологиями. В январе в Китае прошла выставка домов, напечатанных на 3D принтере. В качестве «чернил» используется смесь из переработанных строительных отходов, стекла, стали и цемента. У компании уже сотни заказов, в том числе правительство Египта намерено купить 20 тыс. домов. Одна из немецких фирм создала программно-аппаратурный комплекс, который отслеживает ситуацию на обычной трассе и управляет «Мерседесом» без вмешательства водителя. Другой комплекс для «Форда» умеет распознавать хозяина в лицо. Удались опыты телепортации мобильника с некоторыми наружными деталями от одного 3D принтера на другой.

Стараются не отставать и наши продвинутые энтузиасты. Например, КамАЗ и IT-компания Cognitive Technologies изготовили опытный экземпляр грузовика-беспилотника. Система распознает дорожные знаки, сигналы светофора, пешеходов и других участников движения даже при плохой видимости. На реализацию проекта Минобрнауки выделило 300 млн руб., еще 90 млн КамАЗ. Общие инвестиции для запуска серийного производства после 2020 года оцениваются в 12 млрд руб. Разработчики мечтают выйти на международный рынок, однако утверждают, что использовать такие машины можно и у нас через 2-3 года на закрытых территориях. Например, на спецтехнике в полях.

Прочитав это, я вспомнил, что в рамках антикризисной программы выделен 1 млрд руб. на закупку для села грузовиков, работающих на газе. Конечно, спрос на эти машины можно поддержать, но есть ли для них заправки в деревнях? Их в городах-то не хватает. Ну, а КамАЗ-беспилотник на полях – это вообще круто! Только вот впишется ли технология XXI века в наши сельские реалии? Расчеты экономистов СО РАН показывают, что в современном понимании основных производственных фондов в аграрном секторе просто нет: в долларах по курсу ЦБ их доля составляет… 5% от развитых стран.

Я понимаю стремление айтишников идти вровень с веком, но прежде хорошо бы определиться – с каким? Ведь все основные фонды нашей экономики, за мизерным исключением, – из середины прошлого века. Фондовооруженность работника составляет около 15% от развитых стран. Нынешнюю ситуацию экономисты сравнивают с той, что была в конце 80-х годов. И тогда, и теперь износ этих самых основных фондов таков, что страна при скудных инвестициях может рассчитывать лишь на простое воспроизводство: ремонт и замена оборудования на аналогичное, то есть полувековой давности. А нам, кровь из носа, требуется производство расширенное: замена старого оборудования и технологий на современные, чтобы хоть когда-то приблизиться к развитым странам. Иначе производительность труда в обрабатывающей промышленности так и останется в 7 раз меньше, чем в Америке. Однако чтобы выбраться из провала, по расчетам экономистов СО РАН, требуется всего ничего: вложить $12 трлн. Это – 36 годовых бюджетов России до девальвации рубля! Ну а теперь – на 80% больше. Если со смягчением внешнеполитической обстановки в страну придут инвестиции, то на период вялого роста экономисты отводят 4–7, а на модернизацию 15–20 лет.

Словом, помоги нам, Господи, определить, что делать в первую очередь, во вторую, а еще понять, где отстали безнадежно и не нагоним мир никогда. Академик Виктор Полтерович, главный теоретик наших экономических реформ, говорит, что прежде всего не стоит делать ставку на абстрактные инновации. Куда как эффективнее проводить инвентаризацию заделов, существующих не фрагментарно, а в виде технологических цепочек, которые и позволяют не только создавать сложную продукцию, но также её использовать как можно шире. Однако тиражировать эти цепочки по силам лишь тесному союзу бизнеса, власти и науки, формируя такие команды единомышленников по хорошо продуманному плану в каждом субъекте Федерации.

Здесь я вернусь к грузовику-беспилотнику, модель которого разработчики недавно показывали Дмитрию Медведеву, и он обещал содействие. Но какое? Дело ведь не только в деньгах, главное – обеспечить массовый спрос. Однако он появится тогда, когда технологическая, да и социальная, среда будет готова воспринимать, а не отторгать или торпедировать подобные новинки. В силах ли повлиять на это даже премьер – для меня большой вопрос, поскольку, кроме экзотического беспилотника, есть вполне земные, но провальные затеи. Например, «Роснано» несколько лет назад вложило казенные миллиарды в создание высокотехнологичного производства поликристаллического кремния и силана в Усолье-Сибирском, а также в Новосибирский завод литий-ионных аккумуляторов. Построили, но оба проекта мертвы: на рынке нет спроса. Обсуждаются другие варианты использования заводов, однако успех не гарантирует даже глава «Роснано». И это – единственные примеры. Они – наглядная иллюстрация тезиса академика Полтеровича об актуальности сквозных технолого-логических цепочек от создания продукта до его массового потребления.

Рассчитывать здесь только на Москву, по-моему, напрасно. Мы видим, что, например, Минфин и Минэкономразвития только и делают, что перетягивают канат на глазах безмолвствующего начальства. Тянутся бесконечные дискуссии о денежно-кредитной политике ЦБ. Одни министры и эксперты утверждают, что низкая ставка рефинансирования откроет доступ к кредитам и поможет выскочить из кризиса. Другие же парируют: дескать, почти все производственные мощности загружены под завязку, и в таких условиях дешевыми деньгами станут спекулировать, а инфляция взлетит. Правда, дискутирующие по какой-то причине умалчивают, что еще более полувека назад экономист Уильям Филлипс доказал, при каких параметрах можно оптимально балансировать на острие ножа, инвестируя в создание рабочих мест и не давая инфляции зашкаливать, хотя платить за такой экономический рост населению придется.

А тут еще глава Минфина Силуанов изумил публику заявлением о том, что с «голландской болезнью» в России покончено. Напомню, что недуг этот снижает конкурентность экономики чрезмерной переоцененностью рубля, поскольку в страну идет мощный приток нефтедолларов. Ну а поскольку этот животворный источник несколько подсократился, то теперь все будет хорошо. И хотя год будет непростым, однако экономика, посулил г-н Силуанов, «завершит адаптацию к текущим условиям в течение первого полугодия». Правда, так и осталось загадкой, каким образом свершится эта сказочная адаптация.

Словом, как остроумно заметил один автор, наше правительство похоже на человека, который хочет чихнуть, но не может. Именно поэтому субъектам Федерации стоит рассчитывать только на себя. Во многих уже появились региональные агентства развития (РАР). Мировой опыт говорит, что они имеют большой потенциал. Обладая достаточной децентрализацией, РАРы могут и в России устанавливать межрегиональные связи, становясь мостами между администрациями субъектов, ассоциациями бизнеса и институтами развития. Таким матрицам по силам не только крупные инвестиционные проекты, новые технологии, а также их продукция. РАРы способны формировать спрос и тиражировать выпуск на больших территориях.

И такие шансы есть. В последнее время ученые НИУ Высшей школы экономики в разных секторах обнаружили сотни компаний, у которых валютная составляющая в производстве комплектующих, узлов и деталей минимальна. Это и есть реальный старт импортозамещения, и его грех проморгать. По словам Валерия Миронова, замдиректора института «Центр развития» НИУ ВШЭ, антикризисные меры и должны быть нацелены на точечную поддержку, а половину того, что есть в планах правительства, надо просто выкинуть. Иначе Россия так и останется страной массовых услуг, не способной производить сложную технику. По этому параметру мы занимаем 47-е место из 125, пропустив вперед Мексику, Филиппины и даже Тунис.

Дело в том, что популярный в 90-х тезис «всё нужное купим» не всегда выполним из-за пустой казны, однако гораздо хуже, что он чреват деградацией населения. Г-н Карташев, глава компании «Энергоресурс-инжиниринг», в феврале рассказал в журнале «Эксперт Урал», что происходит с высокотехнологичным оборудованием в руках неучей. Заказчики чаще всего не проводят испытаний, а действуют по принципу «начнем, а там посмотрим». У персонала буровых нет оснастки, весь инструмент – изолента и плоскогубцы. И т.д. Дожили мы до жизни такой, пишет Карташев, поскольку старая гвардия ушла по возрасту или из-за скудных окладов, да и вообще рейтинг инженера крайне низок. А на смену идут либо недоучки из деградировавших вузов, либо с купленными дипломами. Это воинствующее невежество 10–15 лет руководит проектами. Так что, дополню Карташева, неча удивляться десятикратному отставанию производительности нашего нефтепрома по сравнению с американским. Да что там нефтепром – в федеральный Дальневосточный университет и прочие вузы не могут найти нормальных преподавателей. Это цена игнорирования правительством очевидности: в современном мире инвестиции в человеческий капитал, в образование куда как эффективнее штамповки убогих танков и бесполезных ракет.

Но бесспорный факт заключается и в том, что за полгода-год и даже за два такую тенденцию не сломать, потребуется уйма времени. А это значит, что экономика вынуждена бултыхаться в кризисной зыби. Между тем эксперты утверждают, что зыбь эту можно успокоить оперативно. Но об этом в следующий раз.


23366