В минувшее воскресенье в Лос-Анджелесе состоялась 87-я церемония вручения самой престижной премии в мире кино – «Оскара». Ее ждут целый год, ведь каждый режиссер, приступая к съемкам, намерен замахнуться на награду Американской киноакадемии.
Да и все актеры, соглашаясь на роли, грезят о золотой статуэтке. Если говорят, что нет, значит, обманывают. И когда объявляют список номинантов, с замиранием сердца ждут свои фамилии.
На этот раз за право называться лучшим фильмом года боролось 8 лент. Все они разные, хотя общая тенденция нынешнего сезона явно прослеживается. Много биографических картин и минимум блокбастеров. Может, ставка на спецэффекты уже неактуальна. Искренне на это надеюсь, поскольку хочется настоящих историй. После вручения «Золотых глобусов», своеобразной репетиции «Оскара», примерная расстановка сил мне была уже понятна. И все же не обошлось без сюрпризов, к сожалению, не очень приятных. Но обо всем по порядку.
Как правило, любая церемония награждения – это возможность привлечь к себе внимание. И все начинается с красной дорожки. Кто в чем пришел, сколько потратил на дизайнерские наряды и украшения – не менее важнее того, с чем в конце концов уходишь. На этот раз ничего из ряда вон не было. Даже Леди Гага эпатировала вполне ожидаемо. В основном же все выбрали классические наряды. Да и сама церемония мне показалась скучноватой, хотя ведущий Нил Патрик Харрис очень старался – пел, танцевал, устроил небольшой стриптиз. Остальные тоже пытались шутить, но то ли трудности перевода, то ли напряженка с юмором, ничего, что бы пошло в народ, я не услышала.
Не было и откровенного соперничества. После первых наград в лидеры выбился фильм «Отель «Гранд Будапешт», заявленный и в основных номинациях. Но на этом его везение практически закончилось. Лента получила «Оскары» за лучший грим, костюмы, санудтрек и художественное оформление. Потом пальму первенства взяла картина «Бердмен» и уже не сдавала своих позиций. Лучшая операторская работа, лучший сценарий, лучший режиссер – Алехандро Гонсалес Иньярриту, снявший в свое время такие хиты, как «Вавилон» и «Сука-любовь». Казалось, в этой системе не будет сбоя. Однако «Оскар» за лучшую мужскую роль неожиданно достается не Майклу Китону, сыгравшему в «Бердмене», а англичанину Эдди Редмэйну за фильм «Вселенная Стивена Хокинга». И хотя Майкл держал лицо, он явно не ожидал такого поворота, так как ходил в фаворитах. Среди актрис лучшей стала Джулианна Мур, снявшаяся в ленте «Все еще Элис». Этого триумфа Мур ждала долгие годы, у нее было четыре номинации, и только на пятую, юбилейную, – попадание в цель. Она тоже пыталась пошутить про молодого мужа, но в голливудских кругах это неактуально, тем более у них смехотворная разница в возрасте.
«Оскары» за роли второго плана получили Дж.К. Симмонс («Одержимость») и Патриция Аркетт («Отрочество»). Кстати, Патриция в своей категории соревновалась с Мерил Стрип. Легендарная актриса опять побила собственный рекорд – у нее девятнадцатая номинация за фильм «Чем дальше в лес…». Но, имея в активе три золотые статуэтки, она могла спокойно аплодировать другим. Из тех, кого обошли, мне немного жаль Бенедикта Камбербэтча («Игра в имитацию»). Хочется верить, что у этого харизматичного актера все впереди, и на число его поклонниц отсутствие премии никак не повлияет.
Как и предполагалось, лучшим фильмом года стал «Бердмен». С самого его первого показа работу высоко оценили критики. И очень удачным был выбор Майкла Китона. Хотя аналогию между ним и его героем могут увидеть только киноманы. Теперь о грустном: российская картина «Левиафан», удостоенная множества наград, включая «Золотого орла» и «Золотого глобуса», не взяла «Оскар». Противники режиссера Андрея Звягинцева злопыхают. Но и само попадание в номинацию престижно. И даже уступив польской «Иде», фильм остается шедевром.