"А завтра была война…" – так называется большая выставка к 70-летию Победы, открывшаяся в Тюменском музее изобразительных искусств. Это рассказ о том, как один летний день расколол жизнь надвое: на время "до", когда любили, надеялись, мечтали, и на четыре черных года, ужаса, боли и смерти с бесконечно долгим шлейфом "после". Война и мир XX века. Нет, мир и война. А потом, несмотря ни на что, снова – мир…
Картины мира наполнены солнцем, ветром, в них красота природы, светлые лица, энергия созидания, сила юности и мудрое спокойствие опыта. Сотрудники музея постарались отразить все стороны жизни огромной страны: вот трубит в горн "Пионер" В. Журавлева, вот колхозники, с арбузом и улыбками, собрались на "Обед в тракторной бригаде" В. Нечитайло, у В. Елкина идет-кипит "Строительство канала Москва-Волга", счастливая семья на картине М. Лихачева собирается на праздник, безмятежно нежна девочка с букетом цветов – дочь художника Б. Иогансона. Рядом полотно В. Иванова "На фронт" – миг разлуки, предвестие потерь и страданий…
Картин со сценами битв в экспозиции немного. И это не эпические полотна в традициях классической батальной живописи. Крохотный этюд Григория Нисского "У причала" (1943 год) можно назвать документом войны, в котором отражены впечатления художника, видевшего бой своими глазами… Врага разили не только снарядами и бомбами, но и смехом. На выставке представлены уникальные работы – сатирические плакаты военных лет, разработанные знаменитыми Кукрыниксами для "Окон ТАСС". Не типографская продукция, а подлинники, созданные руками художников Порфирия Крылова, Михаила Куприянова, Николая Соколова. Здесь же можно познакомиться с их живописными работами, передающими непосредственное ощущение времени. Ведь писались они на месте событий, часто с натуры. Например, "Александр-плац" Куприянова или "Бранденбургские ворота" Соколова – символы вражеской столицы, над которыми водружен кумачовый транспарант "Берлин взят".
Отдельный раздел посвящен женщинам и детям на войне. Тем, кто копал противотанковые рвы под вражескими обстрелами, кто не доедая и не досыпая стоял у станка. Тем, кто преданно ждал, а получив похоронку, не опускал рук… Тем, кто сражался с врагом, как летчица Женя Руднева, которую Лариса Чорбадзе изобразила в кругу боевых подруг. Штурман 46-го Гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка, девушка совершила 645 боевых вылетов, была награждена орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды. 9 апреля 1944 года близ Керчи Женя Руднева погибла. Посмертно ей присвоено звание Героя Советского Союза…
Женщины стали опорой блокадного Ленинграда – благодаря им город жил и не сдавался. Женщины писали картины… Как все, в 41-м "Ленинградки" Л. Фроловой-Багреевой провожали мужей на фронт. А зимой голодные выходили из нетопленных квартир на "Очистку снега в Ленинграде" – как показала М. Островская. Полотно "Юные герои" В. Раевской-Рудковской посвящено подросткам, трудившимся на заводах… Олицетворением радости Победы, возвращения к мирной и, как хотелось верить, счастливой жизни стала "Регулировщица" О. Яновской – улыбчивая, цветущая, как май, "девушка с флажком" из 45-го года…
А дальше – "Возвращение". Вот солдат едет в родную деревню – через поля, луга, перелески, окрашенные природой и художником Владимиром Васильевым в тон его выцветшей гимнастерки. Пройдя ад войны, фронтовики возвращались домой. Чтобы стать рабочими, инженерами, крестьянами, учителями… Или художниками. Остап Шруб окончил Одесское художественное училище, потом институт им. Репина в Ленинграде – и приехал в Тюмень. На выставке представлены этюды к его монументальному полотну "Священные камни Севастополя". "Это, наверное, самая большая картина в нашем музее, – отмечает искусствовед Наталья Паромова, куратор выставки, – примерно пять с половиной метров в длину и два метра в высоту". В нынешнем году нам непременно покажут это грандиозное произведение. А пока можно увидеть другие работы Шруба – "Нашествие", "Оборона, "Тишина", "Алтарь Победы", его автопортрет с кистью, воздетой кверху подобно штыку. "Но самое замечательное полотно на выставке, – продолжает искусствовед, – и, по моему убеждению, самое замечательное полотно Остапа Шруба – "Мальчишки". Шестеро друзей с офицерскими погонами на плечах и орденами на груди. Шесть юных лиц на фоне буйно цветущей сирени…
Память войны оживает на картинах художников военного и послевоенного поколения много лет спустя. Виктор Овчаров пишет солдатских вдов и тюменских художников-фронтовиков Александра Мурычева и Ивана Котовщикова, Виктор Рогозин – своего отца, Владимир Волков – мать и бабушку, Александр Павлов посвящает триптих женщинам войны. Борис Паромов перенес в Тюмень известную историю о том, как мать увидела в кинохронике сына-солдата, не вернувшегося с фронта. Люди постарше хорошо помнят песню "Баллада о матери" Андрея Дементьева и Евгения Мартынова: "Алексей, Алешенька, сынок!.." По воле художника все это случилось в сиреневом зале кинотеатра "Темп", который существует теперь лишь в памяти тюменцев.
На выставке тоже есть свой импровизированный кинозал, где демонстрируются документальные фильмы военных лет. Экран стал машиной времени, которая позволяет нам, сегодняшним, своими глазами увидеть события семидесятилетней давности. Ведь тех, кто мог бы рассказать о Великой Отечественной, становится все меньше. Тем важнее и дороже их свидетельства… На вернисаж пришли ветераны и дети войны. Им было о чем поведать и что вспомнить. Как освобождали Белоруссию, как шел к Берлину гвардейский казачий корпус, как ленинградские мальчишки тушили фашистские зажигательные бомбы, как носили воду из замерзшей реки и оскальзывались на ледяном обрыве с полным ведром, как помогали друг другу…
Выставка работает до 15 марта. А сменит ее экспозиция исторических полотен замечательного живописца Павла Рыженко, мастера реалистической школы.