Известный тюменский скульптор Николай Васильевич Распопов создал памятник Петру Ершову. Не наспех и не к юбилею творил маэстро свое произведение. По велению души. Работу закончил еще в 2004 году и считает ее делом всей своей жизни.
– В детстве подарили мне книжку «Конек-Горбунок», я перелистывал ее странички, любовался картинками, читал стихи. Выучил наизусть! Цитировать при случае люблю, – говорит Николай Васильевич.
– Чем она вам понравилась? – интересуюсь.
– Автор так просто строит свое произведение, что строчки сразу запоминаются.
У крестьянина три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Увлекательно, смешно. Но в легкости и простоте есть глубина. Когда стал лепить модель, стихи приходили на ум, они живут во мне, воодушевляют. От души шла работа.
– Николай Васильевич, помнится, вы как-то обмолвились, что по лицу можно многое о человеке сказать. Лицо – зеркало души, – говорю я.
– Я человека насквозь вижу, – смеется, – Ершов добрый, простодушный, про таких говорят: муху не обидит.
– Он замечательный сказочник, и памятник у вас сказочный, не похожий ни на одно ваше произведение, – продолжаю мысль.
– Значит, получилось, – улыбнулся Николай Васильевич, – я тут думку свою изложил, посвятил великому поэту Петру Ершову.
«В композиции нет ничего традиционного, застоявшегося, она проста и в то же время уникальна. С большого расстояния напоминает цветок из камня и бронзы. Образ рождает фантазию у любого зрителя. Главное – читается выразительно и рождает образы сказки. Это колос пшеницы и братья, везущие ее на продажу в столицу. А наш герой Иванушка уже сидит на кобылице, как ему полагается, нисколько не мешая поэту думу думать. На левом плече у него – Жар-птица. Конек-Горбунок восхищается ловкостью Ивана. Вся эта группа как бы вышла из колоса. Чуть ниже – Иван в дозоре.
Чтобы во всей красоте увидеть сказку в целом, добиться ее звучания, предлагается создать этот памятник из следующих материалов: портрет Петра Павловича Ершова и Ивана на поле – из бронзы, пьедестал – из коричневатой яшмы с голубоватым отливом. Само основание – из лабрадорита.
Размеры выбраны, как говорится, в самый раз: бюст – 160 см, постамент – 180 см. Хорошо будет смотреться памятник на фоне стены благородной кирпичной кладки. Высотное здание по улице Немцова уже выстроено, и площадка там имеется. По соседству высится известный в Тюмени дом «Менделеев hause» с горельефом великому ученому, который тоже выполнил Николай Васильевич. Замысел скульптора прекрасен: рядом два сибирских гения – ученый и поэт.
Памятник Ершову можно разместить и на другой площадке Тюмени. Но все упирается в банальный денежный вопрос. Модель из гипса готова. Ее уже давно упаковали в пять ящиков, приготовили к отправке. Осталось только отлить ее из бронзы, на это потребуется примерно миллион рублей. За месяц заказ выполнят.
«Время катит чередом,
Час за часом, день за днем…»
С 2004 года заслуженный художник России Н.В. Распопов ждет, когда гипсовая модель превратится в памятник и обретет жизнь. Тем временем из Москвы от Союза художников России Николаю Васильевичу пришла большая награда – золотая медаль «Духовность. Традиции. Мастерство». В этом триединстве состоит его творчество.
А теперь я свою думку изложу. В Тюмени нет ни одного памятника литератору. Стояла в городском саду парковая скульптура А.С. Пушкину, сейчас находится в библиотеке, носящей имя этого великого поэта. На улицах, площадях и в скверах областного центра установлены монументы, посвященные Великой Отечественной войне, Гражданской войне, советским и партийным лидерам. Увеличивается число скульптур неидеологического толка… Скульптура тем и хороша, что по веянию моды она появляется и без проблем убирается. А монумент – это авторское произведение, запечатленная история. Его созидательное и эмоциональное воздействие ощущает каждый. Памятник Ершову получился человечным, добрым, веселым. Нет сомнения, что он станет любимым у тюменцев.
Сейчас все чаще говорят о том, что Тюмень не только столица нефти и газа, но и культурный центр, имеющий большой туристический потенциал. Ну, и где памятник писателю? К юбилеям (в нынешнем году – 200-летие со дня рождения Петра Ершова) всегда спешат что-то сделать, отметиться, в результате получается моментальное, а не монументальное искусство. А тут, пожалуйста, прекрасная работа скульптора готова. И, что еще замечательно, Ершов был в Тюмени. Оставил в ее истории добрый след.
В далеком 1859 году купцом и городским головой Кондратием Шешуковым был построен каменный дом для женской школы. В те годы Петр Ершов был директором Тобольской гимназии и училищ Тобольской губернии. Он прилагал немало усилий, чтобы в губернии развивалось образование. Ершов встречался в Тюмени с Шешуковым, благодарил за заботу о просвещении. Шешуковскую постройку по ряду причин разобрали, зато выстроили в том месте большое краснокирпичное здание для прогимназии. Оно сейчас пребывает в полном здравии, сохраняет свой первозданный вид. Это корпус ТюмГУ по улице Володарского, 6. На стене старинного здания замышляется установить памятную доску Ершову.
– Горельеф можно на той доске сделать? – спрашиваю Николая Васильевича.
– А почему нет? Это несложно. У меня уже давно образ найден.
…У сказки добрый конец. Я мечтаю, что будет в Тюмени памятник великому сибирскому поэту Петру Павловичу Ершову.
P.S. Культура нетленна. И никакие кризисы не могут повлиять на нее. Так, может, вспомним добрые традиции? Тюменская область всегда славилась своими меценатами. Сейчас как раз тот случай, когда стоит поддержать благое дело. Откликнитесь, люди неравнодушные, меценаты ХХI века!