Баба Рая, Васька и другие

Когда к тоболячке Раисе Ивановне Поляковой звонят в дверь, она никогда не спрашивает: «Кто там?» сразу открывает.

– Рая, не боишься? мало ли что, время сейчас неспокойное? – вразумляют её.

– А когда оно спокойное-то было?, – отвечает. – Да и что у меня красть?

Скромничает соседка моя. Красть у нее есть что – 9 разнокалиберных кошек, одна краше другой, кормятся у доброй женщины, которая сама-то нуждается. Живет одна на маленькую пенсию, к тому же в последнее время сильно болеет, Только никогда в этом не признается и жаловаться не станет. «Все у меня хорошо! И люди кругом добрые – помогают. Вот только кошечку бы пристроить… Не возьмешь? Смотри, какая красивая!»

Красавица-кошка – очередной подкидыш по кличке Дашка. Почти все Раины питомцы такие. У нас в районе знают, что если хочешь кота или кошку пристроить, – неси к Поляковой. Можно, как сейчас любят говорить, анонимно – тащишь котенка, звонишь к Рае в дверь, животину на коврик, а сам ноги в руки, чтоб без лишних вопросов. Некрасиво? Конечно! Но это лучше, чем на погибель выкинуть в мороз на улицу беззащитное существо.

Наша Рая уже давно бабушка – ей 68 лет, и внуки есть. С одним из них, школьником Илюшкой, она все время проводит. А сейчас еще и малышка родилась у старшей дочки, приходится ездить «под гору» (подгорная часть Тобольска), помогать, нянчить. Идет Рая тяжело, ноги сильно болят, давление высокое. Встретишь ее, постоишь, поговоришь. Забот у всех много, и у нее переживаний хватает и за детей, и за внуков, и за кошек, которые наверняка пропадут, если, не дай Бог, Раиса Ивановна сляжет ...

– Пошла вот к дочке. А кошечки мои дома одни остались. Как они там без меня целый день будут? – заранее грустит баба Рая.

Еще пару лет назад Рая работала: днем – гардеробщиком, а ночью – сторожем, ведь на пенсию не больно пошикуешь, да еще если такой приплод кошачий живет рядом. Да и взрослые, и дети часто помощи требуют. День пенсии своей престарелой матери детки, которым под сорок и больше, знают хорошо и забегают на огонек. Но Рая и такому вниманию рада, худого слова не скажет.

Недавно открыла Рая двери на тихий стук, а на пороге сидит и дрожит странная кошка, совсем без шерсти. Не сразу догадалась наша героиня, что кошечка эта породы редкой и дорогой – сфинкс. Взяла в руки трясущийся комочек, внесла в квартиру, согрела, познакомила с остальными… Кстати, Раины кошки весьма доброжелательно встречают «новеньких», понимают, что и они когда-то в таком же положении находились, так что нечего шипеть и мяукать – знакомиться надо и дружить!

А сфинкса можно было бы и продать, выручив неплохие деньги, которые ой, как нужны тобольской кошатнице – прокорми-ка такую ораву! Но Рая не умеет кошек продавать, даже породистых. Умеет только подбирать, ухаживать, пристраивать в хорошие руки. Я как раз застала ее за таким занятием. Зашла к ней в гости, для котят принесла кое-какую еду, а соседка моя сердобольная на телефоне – звонит в ветеринарную клинику, про нового своего питомца рассказывает, про сфинкса. Просит найти подходящих хозяев. Такие появились (еще бы!) очень быстро.

Сидит Рая за столом на кухне, рыбу мелкую перебирает. А вокруг нее крутятся, ластятся холеные, с блестящей шерстью кошки и коты. Есть и любимцы, но Раиса старается не выделять кого-то особо – всех ласкает. Раньше и собачек брошенных подкармливала добрая соседка, да не всем жильцам дома это нравилось. Пришлось в срочном порядке их определять на жительство в близлежащие деревни – Ломаево, Башково, поселок Иртышский… Вот и осталась Полякова только со своими кошками – кого-то через газету пристроит, кого знакомым отдаст, а в основном сама выхаживает и содержит до старости.

Помню, потерялась моя кошка Люська, побежала я сразу же к Рае: «Помоги, кошка пропала!» Раиса Ивановна все дела свои бросила, взяла фонарик и со мной по подвалам да по подъездам пошла бродить. Через полчаса обнаружили мы перепуганную Люську, забившуюся под электрический щиток. Рая больше меня радовалась, что кошку нашли.

К ней можно и просто так зайти, не только по кошачьей надобности. Угостит обязательно чаем, хотя праздно сидеть не привыкла. Да разве ж тут отдохнешь, когда опять Васька мяукает – прихворал старичок. Кот Васька – из самых первых питомцев, очень привязан к хозяйке, да и она к нему – позволяет даже на шее у себя спать. А вот черно-белый толстяк Мурсик нынче что-то плохо ест, нужно ему молочка налить или даже сметанкой побаловать. Он ужасный хитрюга и лакомка. Только отвернется баба Рая, а Мурсик – шасть на стол. Кошка Дашка – пышная красотка! В руки чужим не дается, гордячка …

О каждом своем питомце Раиса Ивановна может долго рассказывать: как попали к ней, какой имеют характер, привычки… Сейчас у Поляковой много молодых котов, которых еще можно пристроить. Кстати, скоро в кошачьем семействе ожидается приплод. И это уже не подкидыши. Дашка должна окотиться.

– Рая, кому котят отдавать будешь? Подыскала уже хозяев?

– Пока нет! Буду опять объявления писать. А если никто не найдется – оставлю себе.


23069