Кем стал бы нынче Саша Пушкин?

Во всяком случае, с его абсолютным нулём по математике ЕГЭ юный лицеист не сдал бы однозначно.

И документа об окончании престижного учебного заведения не видать бы ему, как собственных… бакенбард. Тут не помог бы и старик Державин, который его «заметил и, в гроб сходя, благословил». Пришлось бы преклонному пенсионеру сойти в гроб тихо, никого не благословляя. И служба в министерстве неучу не светила бы. А если бы и устроили по знакомству, то после того знаменитого доклада о саранче, которая «прилетела, села, всё съела и улетела», незадачливого чиновника сегодняшние коллекционеры бумаг уволили бы с треском по 33-й статье с волчьим билетом. Нынешние входящие, исходящие, переходящие, заходящие, подходящие лапидарного формата отчётности не признают.

Намедни мне за пять минут запломбировала больной зуб юная фея в белом халате. А последующие десять минут пришлось ожидать, пока она записывает в карточку перечень всех произведённых манипуляций и употребляемых при этом препаратов. Потом к процессу привлекли и меня, так что пациенту тоже пришлось заполнять какие-то бумаги с оценкой качества предоставленной услуги. Боже! Сколько талантливых врачей, педагогов, музыкантов погребены под ворохом бесконечных формуляров, которые нужно отсылать наверх для оправдания куска хлеба, имеющегося у многочисленных начальников и документоведов!

Такого удара по самолюбию темпераментный потомок африканца уж точно не вынес бы. А если и вынес, так из-под тяжкой груды служебной документации уж точно не вылетела бы «кибитка удалая, бразды пушистые взрывая…». Закончил бы свои дни где-нибудь в глухом имении Ганнибалов, «в деревне, счастлив и рогат, носил бы стёганый халат…». Перебрал бы всех окрестных девок, умножая местное народонаселение. Охотился бы на зверьё. Драл бы нерадивых бурмистров. И спивался бы потихоньку до глубокой старости в дружеском кругу собутыльников – владельцев соседних имений…

Стоп! Хватит марать бумагу откровенной галиматьёй! Стал бы Саша Пушкин тем, кем он стал. Стал бы, несмотря ни на что! Великим художником слова. Собирателем сокровищницы родной речи. Свободолюбивой и самодостаточной личностью. Солнцем русской поэзии, а не каким-то там камер-юнкеришкою в свите его величества.

Разве ж смогло помешать Льву Николаевичу Толстому что-либо в его устремлениях? Между тем образование глыбищи мировой литературы завершилось на первом курсе Казанского университета. Дальше была, как говорится, работа над собой… И «Война и мир», и «Каренина», и знание нескольких языков, включая древнегреческий и иврит, выученные уже в преклонном возрасте…

В том и состоит сила великих людей, что преодолевают они неблагоприятные жизненные обстоятельства, несмотря ни на что. Преодолевают или хладнокровно встают под дуло вражеского пистолета за свои убеждения, которые менять в угоду кому бы то ни было не намерены. И никакие чиновные самодуры им не помешают.

И всё же повезло и человечеству, и Саше Пушкину, что родился он не в 21-м веке…


23035