По «административной слякоти»
Обещал рассказать о том, как правительство намерено оживить экономику, но по большому счету и писать нечего. На прошлой неделе после второго захода к президенту Путину было объявлено, что на реализацию этой части антикризисного плана выделено 656 млрд руб. Однако Минфин заявил, что согласен только на 5 млрд руб. вместо 30 млрд для компенсации процентов по кредитам промпредприятиям и еще 5 млрд – на утилизацию автохлама (Минпромторг требует удвоения).
Что касается остальных секторов, а это чуть не все отрасли, то выделять им деньги Минфин отказывается либо из-за отсутствия нормативной базы, либо потому, что еще не потрачены средства, перечисленные раньше. Например, регионам в I квартале по антикризисному плану причиталось 40 млрд дополнительных бюджетных кредитов, однако еще не распечатано 150 млрд на эти же цели по действующему закону о бюджете. (Напомню, общий долг регионов зашкалил за 2 трлн руб.) Такая же история с докапитализацией банков на 1 трлн и так далее.
К знаковому сюжету про неиспользованные до сих пор бюджетные деньги, на которые пенял Минфин, я еще вернусь, а пока замечу: аргумент ведомства о неготовности нормативной базы с душком: пораньше нельзя было озаботиться? Или, как всегда, расчет был на русский авось?
Однако 3 февраля объявили, что на ближайшие два месяца отраслям выделяется 22 млрд, из которых по 10 млрд достанутся селу и автопрому, а остальные (!) деньги – регионам. Еще 20 млрд руб. пойдет банкам на компенсацию смягчения ипотечных выплат по ставке 13%. Деньги возьмут из антикризисного фонда правительства, где еще есть 166 млрд. Но судя по всему эти корректировки – не последние.
Кипят страсти и вокруг самого антикризисного плана. Еще 19 января руководство фракции "Единая Россия" пригласило в Госдуму вице-премьера Аркадия Дворковича с главами Минсельхоза и Минпромторга. Но как только министры стали дежурно пересказывать без того известные факты о ситуации в отраслях, депутаты возмутились. "Мы не на пресс-конференции! Нам к людям ехать, и придется рассказывать, что правительство предполагает делать", – заявил секретарь генсовета партии Сергей Неверов. Его коллеги, не стесняясь в выражениях, обвинили чиновников в том, что их не слушают, не приглашают, не советуются, а лишь перекладывают политическую ответственность. Дворковичу, по сути, не дали рта раскрыть. А на закрытой части встречи Неверов и вовсе сказал, что "депутаты не в полной мере удовлетворены работой правительства". И тогда с бунтарями встретился глава партии Дмитрий Медведев, а на правительственный час в Госдуму был делегирован г-н Шувалов. Опущу псевдопатриотическую риторику богатейшего чиновника страны, которую Шувалов опробовал в Давосе, призывая сплотиться вокруг родной партии и правительства на фоне угроз коварного Запада. Здесь важнее мнения депутатов. «Это просто филькина грамота, в которой даже объемы финансирования по конкретным отраслям не определены», – оценил план спасения Владимир Кащин, зампред ЦК КПРФ. – Те члены правительства, которые его готовили, не справляются со своими задачами».
– Это не план, а некий свод намерений и пожеланий… несистемные меры в отдельных областях, – заявил Михаил Емельянов, зампред фракции справороссов. Кстати, эта фракция в полном составе уклонилась от голосования вообще. Конечно, куда как безопаснее умыть руки, нежели поднять их «против». А коммунисты и вовсе план одобрили, дескать, правительству все равно за I квартал отчитываться. Правда, время в условиях кризиса дороже денег, но эту особенность наша принципиальная оппозиция, как видно, не учитывает.
Как ни относись к нынешней Госдуме, однако не могу отрицать объективности депутатских оценок. Ни 22, ни 600 млрд не помогут затушить нынешний кризис. Прежде всего, потому, что нет ни точно сформулированных целей, ни механизмов их достижения. В речах министров сквозит одна мысль: дождемся отскока нефтяных цен, и тогда все само собой устаканится. Здесь я вернусь к аргументу Минфина о прежних бюджетных миллиардах, до сих пор не использованных по назначению. На Гайдаровском форуме по этому поводу эмоционально возмущался Андрей Макаров, глава думского комитета по бюджету и налогам: «Минфин говорит – мы не разбираемся, тратили ли министерства деньги на реальные проекты, и даже не пытаемся разобраться, потому что у нас не Госплан… В нормальной стране вы приходите в парламент и доказываете каждый проект – на что будут истрачены деньги, какой будет эффект, когда объект будет построен, что получат от этого люди. И тогда этот объект контролирует, с одной стороны, парламент, а с другой – люди там, где объект строится. И если объект не построен, те, кто за него взялся, либо сели в тюрьму, либо как минимум лишились должности! А когда вы значимость проектов доказываете у себя в кабинетах друг другу – вот тогда и возникает вопрос эффективности средств».
Если этот крик души перевести на формальный язык, то нужно говорить о проектном финансировании, которое Минфин внедряет второй год и чем гордится. Однако эта методика требует и программного управления. Например, исполнительная власть предлагает, а законодательная утверждает руководителей крупных программ, по каждой строится «дерево целей», определяются тактика, сроки их достижения, ресурсы и ответственные лица. Впрочем, все эти вещи зубрят студенты соответствующих вузов, а учебники написаны, в том числе, некоторыми членами правительства. Так почему прописные истины игнорируются сплошь и рядом?
Беда в том, что наша государственная машина уже много лет крутится вразнос. По некоторым оценкам, действуют около 8 млн разных актов, и ежедневно (!) куча эта пополняется 50 документами. Многие противоречат друг другу. Минэкономразвития только за последние 4 года забраковало около трети чиновничьих «новаций», чем сэкономило бизнесу до 3 трлн руб. Из 15 трлн федерального бюджета 2014 г. две трети пошли на программное финансирование. Результаты плачевны. Так, на развитие промышленности выделено более 152 млрд руб., за первое полугодие освоено 29%, а за 9 месяцев 47%. По некоторым программам картина еще плачевнее: в станкоинструментальной и химической освоение по нулям… Бизнес не застрял окончательно в этой административной слякоти лишь потому, что смазывает шестеренки государства взятками. И если низовая коррупция сокращается, то верховая растёт.
Расчеты Владислава Иноземцева, директора Центра исследований постиндустриального общества, показывают: из 26 трлн руб. расходов консолидированного бюджета на 2014 год можно без проблем сэкономить 3–4 трлн. Но по оценкам аналитиков Института стратегического анализа ФБК, эффективность государственного управления за последние 10 лет снизилась в 1,5 раза, а потому никакой экономии не видно. По словам главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева, 30–35% всех издержек реальной экономики связаны с регулятивными требованиями. Словом, контора пишет! Конечно же, ни о каком «ручном управлении», которое весьма уместно при проектном финансировании и программном управлении, даже мечтать не приходится. Такие деликатные инструменты в условиях всеобщего хаоса откровенно блокируются, что мы и наблюдем. Однако о перенастройке машины государственного управления речи пока не идет. Видно, кризис не сильно достал…
Аналитики советуют сократить присутствие государства в экономике: его долю оценивают от 60 до 80%. Такая приблизительность лишний раз показывает, что в стране нет даже элементарной отчетности. Однако власти, похоже, не определились. Недавно премьер Медведев тоже высказывался за увеличение доли частного сектора, однако 21 января представил президенту предложение создать очередную госкорпорацию на базе Агентства «Роскосмос» и объединенной ракетно-космической корпорации. Здесь, в отличие от антикризисного плана, заминки не предвидится: соответствующий законопроект планировали внести в Госдуму на этой неделе. Могу с большой вероятностью предсказать, что пустых денег в космос улетит еще больше, поскольку корпорация сама себе будет заказывать, что нужно, и сама себя контролировать. А, как известно, рука руку моет. Между тем в наших спутниках 75–80% зарубежных комплектующих, и сомневаюсь, что в результате рождения нового государственного монстра их доля уменьшится.
Да и что значит – сократить участие государства в экономике? Разве можно, например, заставить «Роснефть» продать ТНК-BP или другие частные активы, которые она проглотила за последние годы? Правда, отчего-то себестоимость нефти у госкорпорации в 1,5 раза выше, чем средняя в стране, и на днях она уступила Лукойлу первое место по капитализации. Однако это не те аргументы, способные заставить главу «Роснефти» хоть на секунду усомниться в правильности стратегии, которую эксперты никак не отыщут. Есть еще «наше всё» – Газпром. Давно пора разделить его на частные добывающие компании, выделив «трубу», поскольку рентабельность госкорпорации неотвратимо падает. Но не потеряет ли страна свое главное энергетическое оружие, хотя оно всё чаще дает осечки и в бизнесе, и в политике?
Тем не менее в любом случае стране не обойтись без внушительных инвестиций. По мнению академика Аганбегяна, преодолеть кризис можно, только перейдя к политике форсированных инвестиций: увеличивать их хотя бы по 8% в год. Однако доля инвестиционного кредита составляет мизер – лишь 2% банковских активов. Это всего 1 – 1,5 трлн рублей, в масштабах экономики России ровным счётом ничто! В пять раз меньше, чем в Германии, в семь раз меньше, чем в США, в восемь раз меньше, чем в Китае. Инвестиционный потенциал российских банков нужно переводить в длинные деньги, и инструменты для этого есть. Однако об этом в следующий раз.