Патриотизм у русских заложен в генах

Наша история знает много сражений и побед, снискавших славу русскому оружию. Но мало кто помнит о герои-ческой обороне Петропавловска-Камчатского в 1854 году. Что же произошло 160 лет назад на задворках Российской империи?

К началу 50-х годов XIX века противоречия между Россией и Великобританией обострились до предела. В марте 1854-го Англия и Франция объявили нам войну. Их военные корабли атаковали на Черном море Одессу, на Балтийском – Аландские острова, на Белом – Соловецкие, вошли в Кольский залив Баренцева моря. Все эти нападения были успешно отражены. В сентябре того же года армия союзников высадилась в Крыму, в районе Евпатории, и двинулась на Севастополь. Оборона города длилась 11 месяцев. Мужество солдат потрясло современников. Об этом свидетельствует приказ Николая I – считать за год каждый месяц службы в осажденном городе. В марте 1856 года был подписан мир.

Союзники также решили проверить на прочность Россию на востоке: захватить Аляску и богатые промыслами Алеутские и Командорские острова, побережья Берингова и Охотского морей, проникнуть на Камчатку, Сахалин. С этой целью одна из объединенных англо-французских эскадр находилась в Тихом океане, ожидая войны. 17 августа 1854 года эта эскадра появилась у входа в Ачинскую губу.

Генерал-губернатор Василий Степанович Завойко обратился к жителям полуострова с воззванием, в котором говорилось: «Я пребываю в твердой решимости, как бы ни многочисленен был враг, сделать для защиты порта и чести русского оружия все, что в силах человеческих возможно, и драться до последней капли крови». Характерно, что то же самое (по воспоминаниям Л.Н. Толстого, участника обороны Севастополя) говорил вице-адмирал Корнилов, объезжая войска. Вместо «Здорово, ребята!» они услышали: «Нужно умирать, ребята. Умрете?». И в ответ услышал: «Умрем, ваше превосходительство! Ура!».

20 августа началась так называемая артиллерийская дуэль. Против нашей батареи № 1 было направлено 80 орудий. Ее расчет стойко сражался, пока корабельные орудия не были повреждены и засыпаны скальной породой. Затем вражеские корабли подошли к месту батареи № 4, высадили десант численностью до 500 человек. 017-3-3Расчет, состоявший всего из 29 человек, не мог противостоять такой силе и, заклепав орудия, покинул позицию. По противнику ударили пушки с фрегата «Аврора» и транспорта «Двина», остатки десанта вернулись на свои корабли. Затем бомбардировке подверглась батарея № 2, но смять ее не удалось.

Ранним утром 24 августа начался обстрел батарей № 6 и № 7. Плохо защищенные от ядер, они быстро пали. Только три пушки из пяти могли отвечать на огонь 29 орудий противника. Как ни стойко держались артиллеристы, им пришлось покинуть позиции. После подавления этих батарей с кораблей был направлен десант. Атака началась через Никольскую сопку. По плану, часть десанта должна была уничтожить батарею № 6 и выйти на дорогу, ведущую к городу. Другая часть (700 человек) планировала подняться на сопку, атаковать и захватить город.

Командующий Петропавловской обороной Василий Завойко, собрав последний резерв, снял с батарей всех, кого можно было. Горстка смельчаков (67 человек!) незаметно подошла к середине сопки и врезалась между двумя ротами англичан. Разделившись, они дали залпы в ту и другую шеренги врага, а затем с криками «ура!» бросились в штыки. Англичане не ожидали такой стремительной атаки и попятились.

Ожесточенная схватка шла на северном склоне сопки. В бой вступали новые мелкие подразделения защитников города. Грозный боевой клич русских воинов неприятель слышал у себя с фронта, тыла и флангов. Создавалось впечатление, что петропавловцев много и они повсюду. То здесь, то там на хребте завязывалась перестрелка. В этот момент как нельзя кстати подоспели матросы и солдаты-сибиряки. Так же, как в тайге, ходили с рогатиной на медведя, шли они теперь со штыками на врага. Ничто, кроме смерти, не могло их остановить. Примерно 350 бойцам противостояли 950 десантников. Малая численность компенсировалась смелостью и решительностью. Эти люди совершили чудо! Яростно атакуя, они заставили врага отступать. Но и мы несли невосполнимые потери.

Русские солдаты, матросы и офицеры проявляли героизм и стойкость.

Так, попытку неприятеля захватить батарею предотвратил казачий урядник Алексей Карандашев. Из тринадцати человек расчета невредимым остался именно он. Вдруг лошадь, раненная пулей в глаз, понесла пушку в сторону врага, к глубокому рву. Казак не растерялся, сумел остановить обезумевшее от боли животное. И надо же: ствол пушки упал с лафета в ров. Алексей в одиночку вытащил ствол весом 15 пудов (240 кг!), навел его в гущу десанта. И тут вражеская пуля попала ему в руку. Несмотря на боль, воин приложил фитиль к затравке. Когда дым рассеялся, он увидел, что выпущенный им снаряд лег точно в центр вражеского отряда и разбросал во все стороны первый взвод колонны, атакующий батарею. 017-3-1Это был последний выстрел, который сорвал план врага по захвату Петропавловского порта. После двухчасового сражения противник потерял более 400 человек убитыми и 150 ранеными. Враг бежал, оставив защитникам знамя полка.

За свой подвиг урядник Алексей Карандашев был награжден Георгиевским крестом. Сам Василий Степанович Завойко, проявивший исключительную находчивость в труднейшей обстановке (он гибко и оперативно руководил переброской сил на наиболее важные участки обороны), был произведен в контр-адмиралы.

«Лучом солнца, вдруг прорвавшимся сквозь мрачные тучи», назвал академик Е. Тарле известие о победе над англо-французской эскадрой. Ведь шедшая в то время Крымская война не радовала победами. Петропавловский бой доказал всем державам, что Россия стоит на тихоокеанских берегах твердо. Весь мир тогда был восхищен мужеством Русской армии. Патриотизм русского человека заложен в его генах и проявляется всегда, независимо от места и времени. На том стояла, стоит и стоять будет земля Русская!


22965