От кризиса до кризиса

По «административной слякоти»

Как известно, в России вместо дорог есть направления. Вот и с антикризисным планом почти такая история. Правительство вроде бы определилось с направлениями, но конкретика в тумане.

Цель первого направления – активизировать рост экономики, для чего поддержать системообразующие предприятия, а также малый и средний бизнес. Второе направление – поддержка отдельных отраслей, "в случае необходимости, если для этого сложатся условия или возникнут обстоятельства, – и поддержка отдельных предприятий", – сказал премьер. Каких – неизвестно. "И в-третьих, обеспечение социальной стабильности. Речь, естественно, пойдет и о мониторинге цен на социально значимые товары, лекарства, о дополнительных шагах на рынке труда и о поддержке самых незащищенных групп населения, инвалидов, пожилых лиц, многодетных семей", – подчеркнул Медведев.

Тем не менее неделю назад совет директоров Агентства по страхованию вкладов (АСВ) утвердил 27 банков, которые получат 830 млрд из 1 трлн руб. Критерий отбора один: иметь капитал от 25 млрд руб. Обсуждается идея распределить остаток между банками поменьше, которые значимы в регионах.

Ассоциация региональных банков (АРБ) направила письма в ЦБ, Минфин, Минэкономразвития: ориентация только на величину капитала банков не будет способствовать преодолению кризиса, а только увеличит без того высокую монополизацию, задавит остатки конкуренции. АРБ предлагает отрешить от помощи государственные и другие банки, в которых вклады населения меньше 10% остальных обязательств, равно и те, в которых доля всех кредитов меньше 25%, а государства – больше 25%. Авторы письма обращают внимание на то, что региональные банки с капитализацией меньше установленного критерия, тем не менее успешно кредитуют почти треть малого и среднего бизнеса.

– Если наши предложения одобрят, – говорит г-н Аксаков, президент АРБ, – банков – получателей госпомощи будет не 27, а 70. Среди них есть и системообразующие в регионах. Они делают ставку на кредитование малого и среднего бизнеса, а это – один из ориентиров власти.

Впрочем, некоторые эксперты критикуют и позицию АРБ.

Но кроме критерия по капиталу, правительство выдвигает ряд условий. Первое: акционеры банка, получившего помощь, не менее чем на 50% её объема должны увеличить капитал собственными силами. Иначе они не смогут устанавливать своим сотрудникам зарплату, бонусы и дивиденды. Кстати, в минувшем году бонусы сотрудников усохли вдвое, а каждый четвертый менеджер и вовсе остался без вознаграждения. Второе условие: банк должен увеличивать кредитный портфель на 12% ежегодно в течение трех лет. Но в 2014 г. лишь половина всех банков вышла на этот темп. Теперь же вдвое подорожавшие кредиты и вовсе не по карману, а доля просроченных за прошедший год и без того удвоилась. Аналитики предупреждают, что второе условие как минимум невыполнимо, а как максимум опасно. Банки бездарно профукают помощь, и тогда неотвратима новая волна их докапитализации. А деньги откуда брать? Эксперты говорят, что в этих условиях акционеры, скорее, прикроют банки.

Такие опасения не с неба свалились, они основаны на состоянии банков. Политика ЦБ довела их до жесткого дефицита ресурсов, они неспособны развернуть масштабное кредитование экономики, а система к тому же подвержена невиданным диспропорциям. Так, 27 банков-доноров госпомощи контролируют почти 90% всех активов системы. Не удивительно, что за банками числится огромный «висяк» токсичных долгов еще с кризиса 2008-2009 годов. Только за 11 месяцев прошлого года долги по потребительским кредитам выросли на 1,4 трлн – до 11,3 трлн руб. Появилась масса заемщиков, у которых выплаты по кредитам и ипотеке зашкалили за 50% доходов. Взять новые кредиты, чтобы расплатиться по старым, не получается. Чиновники парируют, дескать, вклады населения выросли на 9,4%. Однако с учетом девальвации на самом деле фиксируется не рост, а падение на 2%. Столь же обманчиво и резкое увеличение корпоративных кредитов – рынки на Западе закрылись, вот крупные компании и ринулись в родные банки, прежде всего – государственные. А доля кредитов для среднего и малого бизнеса ужалась до 1%, хотя еще в 2013 г. составила 17%, причем деньги берут для выплаты старых долгов, а не на развитие.

Общий итог не радует. По данным за третий квартал, с прибылью осталось 646 банков, хотя в начале года был 901. Центр макроэкономического анализа рисует и вовсе провальное будущее: стресс-тесты показали, что в 2015 г. может исчезнуть 200, а в 2016 г. – еще 160 банков, если ЦБ будет проводить нынешнюю политику. Только для поддержки этих утопленников требуется, соответственно, 900 млрд и 500 млрд руб. Так что 1 трлн в рамках антикризисного плана – это для поддержки штанов.

Впрочем, Олег Буклемишев, директор Центра исследования экономической политики МГУ, и вовсе сомневается в эффективности рецепта лечения кризиса докапитализацией банков. Он говорит, что в США пятикратный рост денежной массы таким способом лишь в 1,5 раза увеличил объем реальных кредитов. Четыре года назад похожие результаты показала аналогичная операция в ЕС.

Но если столь мизерный эффект получен в США и Европе, то в России, где, по выражению бессмертного Салтыкова-Щедрина, слой «административной слякоти» куда как толще, и результат окажется пожиже. Ведь эта часть плана рассчитана на доступ к деньгам с парадного, но, как говаривал Аркадий Райкин, для избранных всегда есть заднее крыльцо. И еще вопрос, к какому входу тропа шире.

На такие размышления меня наводят разные истории. Например, накануне 17 декабря «Роснефть» молниеносно разместила свои облигации на рекордную для российского рынка сумму в 625 млрд руб., а 26 января повторила операцию. И на сей раз эксперты зафиксировали несколько рекордов. Так, заявки о покупке облигаций на 400 млрд руб. были собраны за час, а беспроцентные (!) кредиты из этих средств своим четырем «дочкам» компания выдала на срок от 6 до 10 лет. Как в декабре, так и в январе осталось загадкой, какие банки участвовали в схеме. Экспертам понятно, зачем «Роснефть» затеяла эти операции: госкорпорации отказали выделить деньги из Фонда национального благосостояния, а 19 декабря нужно было платить по внешним долгам. Но без участия ЦБ, подозревают аналитики, здесь не обошлось. И, скорее всего, регулятор не смог отказаться, хотя в декабре, по словам Сергея Алексашенко, бывшего зампреда ЦБ, как следствие, «за день рубль потерял 10%...». Еще один авторитетный аналитик, главный экономист АФК «Система» Евгений Надоршин писал: «Имена покупателей облигаций неизвестны, но ресурсы в достаточном количестве были только у крупных банков. Скорее всего, государственных… Если эти бумаги будут принесены в ЦБ, а средства, вырученные от их размещения, потрачены внутри страны, это станет фактически эмиссией денег. Что опасно для ускорения инфляции». В этом же духе высказался и экс-министр финансов Алексей Кудрин. Но пресс-служба, а потом и глава госкорпорации Игорь Сечин весьма агрессивно отвергли все подозрения.

Замечу, и в этом сюжете фигурирует 1 трлн с гаком – больше, чем в антикризисном плане! Однако в среду «Ведомости» написали: «Роснефть» вторично попросила 1,3 трлн из ФНБ на 28 своих проектов… Газета приводит мнение чиновника, участвовавшего в разработке антикризисного плана: у «Роснефти» вообще нет приемлемых проектов для инвестирования из ФНБ, и компания могла бы использовать для их финансирования деньги «Роснефтегаза».

Есть еще история санации «Мособлбанка» на рекордные после «Банка Москвы» 117 млрд руб. Аналитики давно предупреждали: банк непонятно куда выкачивает деньги с рынка и выплачивает по депозитам из загадочных источников. Но схему случайно обнаружил вкладчик, оказавшийся сотрудником ЦБ! Есть, наконец, санация банка «Траст», о чем ЦБ объявил 22 декабря. Это тем более редкий случай, поскольку банк с портретом актера Уиллиса на рекламе входит в топ-30. Причины – кредиты аффилированным компаниям, дутый капитал и скрытые убытки. О проблемах и этого банка известно давно, но если бы не паника с набегом вкладов, он еще долго мог бы держаться на плаву. Между тем санация потребует 30 млрд руб., а то и больше, поскольку отчетность банка недостоверна. Его акционеры не изъявили желания каким-то образом принимать участие в его учреждения, а источники Forbes говорят, что гендиректор Юров, бывший боксер, давно обосновался в Лондоне и в последнее время не часто бывает в России.

Особняком стоит сюжет с Внешэкономбанком. Счетная палата РФ признала его деятельность неэффективной по ряду направлений, говорится в её отчете на запрос депутата Госдумы Михаила Сердюка, который инициировал проверку. Например, не сформирована система мониторинга за реализацией инвестпроектов с 2009 г. Дали деньги – и умыли руки. В итоге большинство проектов не вышло на плановые показатели и социально-экономический эффект, который декларировали инвесторы. Только по одной «дочке» ВЭБа – «ВЭБ-инвест» –долги на 1 октября 2014 г. составили более 185 млрд руб. Между прочим ВЭБу причитается помощь в рамках антикризисного плана. И где гарантии, что она будет использована эффективно?

Дмитрий Тулин, на днях назначенный новым первым зампредом ЦБ (вместо г-жи Юдаевой будет курировать денежно-кредитную политику), несколько лет назад писал, что главное условие успеха банковского надзора – «наличие политической воли захотеть узнать, что на самом деле происходит в «поднадзорных» кредитных организациях, что за люди там работают, чем занимаются. Всё остальное – дело техники». Но вот удастся ли Тулину реализовать этот главный принцип в нынешних условиях – большой вопрос…

P.S. Не успел поставить точку, как появились сообщения: после второго похода к президенту «план спасения» утвержден. Он может стоить до 2,3 трлн руб. Банкам из списка правительства на этот год выделяют до 250 млрд, а ВЭБ один получит до 300 млрд!

В следующий раз посмотрим, как правительство намерено разгонять экономику.


22916