Первый вице-премьер Игорь Шувалов продемонстрировал жёсткую посадку действующего правительства
Под занавес недели в Давосе завершился 45-й Всемирный экономический форум, проходивший с 21 по 24 января. Мероприятие посетили 2500 участников из 140 стран. В этом году основную тему организаторы определили как «Новый глобальный контекст» – участникам было предложено поискать ответы на вопросы о том, какие риски и перспективы таят в себе проявившиеся в последнее время глобальные тенденции.
Падение цен на нефть
Одной из главных тем стало резкое падение цен на нефть. Выступавшие в дискуссии главы итальянской компании Eni и французской Total Клаудио Дескальци и Патрик Пуянне сошлись во мнении, что спад в инвестициях в производство может спровоцировать дефицит предложения и значительное удорожание нефти.
Господин Дескальци спрогнозировал, что через несколько лет цены взлетят до $150–200 за баррель. «ОПЕК – это своего рода нефтяной Центробанк, который должен обеспечивать стабильность котировок, чтобы инвестиции были устойчивыми», – призывал он.
«Естественное снижение добычи в мире составляет 5% в год, к 2030 году более половины действующей мировой нефтедобычи исчезнет», – согласился с коллегой Пуянне, предупредив: чтобы компенсировать будущий дефицит, отрасли нужно инвестировать огромные средства.
Генеральный секретарь ОПЕК Абдалла Салем аль-Бадри в свою очередь объяснил, почему в конце 2014 года организация отказалась снижать квоту на добычу.
– Если бы мы сократили квоту (в ноябре 2014 года), нам пришлось бы сокращать её дальше – в марте или апреле, а затем ещё раз. Цены были бы выше, они (США) продолжали бы наращивать добычу, а ОПЕК – сокращать. И они бы заместили нас. Но они не смогут занять наше место при нормальных ценах, они способны на это только при очень высоких ценах. Поэтому мы решили ничего не делать и позволить рынку урегулировать ситуацию.
По словам главы ОПЕК, это решение не было принято против какой-либо страны: оно не направлено ни против США и их трудноизвлекаемой нефти, ни против России, «а только лишь в интересах мировой экономики».
Экономика Китая
Рост экономики Китая, ставшей за последние годы основным локомотивом и вытащившей мировую экономику из кризиса 2008 года, замедлился с 7,7 до 7,4% в прошлом году – худший показатель с 1990 года. Как отметил премьер-министр Китая Цзян Ихуа, в 2015 году экономика страны может ещё замедлиться, но «это сознательный выбор властей, связанный с перестройкой».
– Рисков системного финансового кризиса в Китае нет, экономика страны вошла в новую стадию развития, и теперь её скорость движется от высокой к средневысокой, но резкого спада не будет», – обещал премьер и приводил доказательства: 7-процентный рост ВВП приносит Китаю $800 млрд – в абсолютном выражении это больше, чем было при 10-процентном росте экономики пять лет назад.
Санкции
Канцлер Германии Ангела Меркель, говоря о санкциях против РФ, сообщает АиФ.ru», повторила, что они могут быть сняты, если будут устранены повлёкшие их введение причины. Участники Давоса эти перспективы оценили скептически. Большинство иностранных инвесторов выразили мнение, что действующие в отношении России европейские ограничения останутся в силе в 2015 году, а американские могут быть смягчены не ранее 2017 года.
Президент России Владимир Путин отказался принять участие в работе Всемирного экономического форума, сообщало накануне агентство Bloomberg (организаторы планировали поставить Путина на одну доску с Петром Порошенко, что российского лидера, мягко говоря, не устраивало). Издание предположило, что вместо Путина в Давос может поехать премьер-министр России Дмитрий Медведев, но и тот не захотел возглавить делегацию (на прошлом форуме её возглавлял вице-премьер Аркадий Дворкович).
Владимир Путин посещал форум в 2009 году в качестве главы российского правительства. Тогда Давосский форум впервые открывался докладом представителя российской делегации (Путина) о путях преодоления мирового кризиса. Докладчик много критиковал американцев, но международная пресса положительно оценила доклад, с тех пор предложения к Путину сыплются постоянно.
Организаторы Всемирного экономического форума всячески подчеркивали, что хотели бы видеть высокопоставленных российских чиновников и в этот раз. Стратегическими партнерами форума остались и два крупнейших российских банка, подпавших под санкции, – ВТБ и Сбербанк (в качестве стратегических партнеров они ежегодно платят взнос в размере 600 тысяч швейцарских франков).
Bloomberg приводит слова главы ВТБ Андрея Костина, который на специально устроенном по случаю открытия форума приеме, традиционно напоминавшем бурную русскую вечеринку («этих русских ничего не берет!»), заявил, что из-за украинского кризиса «некоторые деловые отношения ограничены», но «это не влияет на личные отношения».
– Это только первая ночь, но у нас здесь есть друзья. Украинские друзья, европейские друзья, наши американские друзья, – открывая вечеринку, говорил Костин.
«Бизнес абсолютно честен, – отмечал Костин в кулуарах. – И очень прагматичен. И это не значит, что они понимают всё, что происходит, правильно. Они правильно понимают задачи бизнеса, они правильно понимают, что какие бы ни были разногласия по тем или иным региональным вопросам или по какому-то конкретному вопросу политики, это не должно мешать нормальному, плодотворному сотрудничеству».
Российская делегация состояла из 73 бизнесменов. Среди них были и руководители тех компаний, которые попали под санкции: ВТБ, Сбербанка, Внешэкономбанка и «Газпром нефти».
«Они по-прежнему здесь как сила. Но мы надеемся, что будут происходить диалоги, которые позволят, с одной стороны, понять, что чувствуют русские, а с другой – показать им, как остальной мир относится к этой ситуации», – цитирует Bloomberg слова основателя Всемирного экономического форума Клауса Шваба.
При этом вечеринку, которую устроил ВТБ, Шваб посетил, чтобы показать «нашим российским друзьям, что им рады в Давосе».
Эмир Кустурица, югославский кинорежиссер, выступавший на вечеринке со своим оркестром, не скрывал симпатий к России и российскому президенту:
– Путин – это явление. Он законно и по праву стал вашим президентом. И слава Богу! До Путина над Россией смеялись, я помню момент, когда Клинтон так хохотал над Ельциным, что держался за живот. А сейчас я вижу совсем другой взгляд Обамы на Путина.
Делегацию России возглавлял первый вице-премьер Игорь Шувалов. На форум приехал и вице-премьер Аркадий Дворкович, принимавший участие в дискуссиях на разных площадках.
«Жёсткая посадка» от первого вице-премьера
– Россия находится в крайне тяжелой ситуации. Наша экономическая ситуация нехорошая, она может ухудшаться, может остаться такой, может получиться, как в 2009 году, что цены на наши основные экспортные товары начнут расти, и будет казаться, что с экономикой всё неплохо, – заявил Шувалов, выступая на деловом завтраке Сбербанка в Давосе.
Он отметил, что сложившееся в экономике РФ положение воспринимается не так остро, как кризис 2008–2009 годов, но «состояние плохих ощущений более глубокое».
– Внешние проявления мы наблюдаем такие, как будто это мягче, чем в 2009 году. Но это только кажущаяся легкость. На самом деле по глубине и по сложности, мне кажется, что мы уже год находимся в состоянии, когда мы входим в более затяжной и сложный кризис, – приводит слова чиновника ТАСС.
По оценке Игоря Шувалова, «беда для российской экономики в том, что модернизационная повестка, которая появилась благодаря кризису 2008–2009 годов, была быстро размыта и заменена с возрастанием цены на нефть».
Первый вице-премьер считает, что структурные реформы в экономике должны быть проведены в ближайшие три года. Речь должна идти об отдельной повестке реформ, которая будет обсуждаться публично.
В принципе, Игорь Шувалов ничего нового не сказал. Но учитывая, что буквально днями президент США Барак Обама в ежегодном обращении к нации заявил, что санкции разорвали российскую экономику в клочья, выступление высокопоставленного российского чиновника выглядело как признание правоты тезиса американского лидера, дают понять «Известия».
Экономисты были также удивлены тем, что, говоря о проблемах и неготовности российской экономики к кризису, первый вице-премьер Игорь Шувалов забыл об ответственности за нынешнюю «экономическую модель».
По словам президента консалтинговой компании «Неокон» Михаила Хазина, все проблемы российской экономики – это в первую очередь результат работы правительства, в том числе самого Шувалова:
– Санкции действительно сыграли крайне малую и крайне незначительную роль. Если бы правительство проводило правильную экономическую политику, то мы бы санкций и не заметили. Кризис начался задолго до санкций. Спад начался в 2012 году, а реальный рост остановился еще 5 лет назад. После кризиса 2008 года, когда мы резко упали, был восстановительный рост, возникло ощущение роста. К 2012 году восстановительный рост закончился. Началось медленное падение. Но ввели санкции, которые при действующей экономике, рефинансируемой в долларах, оказывают серьезное воздействие. Если бы было рублевое рефинансирование, то долларовые долги занимали бы не 40–50% оборота, а 5–10%. Из-за доли доллара в кредите начались проблемы.
По мнению Михаила Хазина, своими заявлениями Игорь Шувалов как член правительства перекладывает вину с себя на санкции: «Будут указывать, что Обама говорил, что санкции повлияли, а мы тут ни при чем».
Экономисты отмечают: причина «размывания модернизационной повестки», о которой упомянул Игорь Шувалов, – также результат работы кабмина.